#БИЗНЕС #ТРЕНДЫ

ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ

Многие рестораторы все еще свято верят в то, что три секретных составляющих успеха ресторана – это месторасположение, месторасположение и еще раз месторасположение. Но где актуально открываться в наступившем году?

Текст Марина Шаклеина
Фото Тимофей Волгин

Мы выбрали три совершенно разных городских пространства, давших в прошедшем году немало поводов говорить о себе, как о новых ресторанных кластерах. Привилегированная центровая Большая Никитская пополнила свое меню блюдами от шефов с громкими именами – Дмитрия Зотова и Уильяма Ламберти. Модные в среде хипстеров заведения от неофитов, Crabs are Coming и бар Drink your Seoul открылись по соседству. На Малой Никитской в скором времени заработает новый ресторан Анатолия Комма, аккурат по соседству с двумя демократичными винотеками, открывшимися также в этом году.
Чем Никитская улица привлекла известных рестораторов? Какие концепции надо открывать на Покровке? Что ждет потенциальных арендаторов на Трехгорке и станет ли это пространство вторым Красным Октябрем?
Об и так переполненной всевозможным общепитом Покровке стали все чаще вспоминать в связке с симпатичными и актуальными концепциями, прописавшимися рядом с «Теремком», «Золотой Воблой», «Сити Пиццей» и прочими сетевиками, которые раньше занимали большую часть здешних площадей. Кроме того, Покровка, при помощи соседней Маросейки, постепенно становится винной улицей. I Like Wine bar, «Хлеб и Вино», «Жан-Жак» и другие приятные проекты привлекают публику. Но, главное, Покровка была реконструирована согласно планам московского правительства и стала, как принято у нас говорить, «пешеходной». Расширенные тротуары, красивые фонари, внимание к фасадам и прочие меры по созданию «города-сада» сделали свое дело: Покровкой заинтересовалась платежеспособная публика.
Еще одно актуальное городское пространство – чуть ли не последняя близкая к центру и пока относительно свободная заводская территория. Речь идет о Трехгорной мануфактуре. Может, Трехгорка и не готова похвастать безумным количеством громких открытий, но по уровню роста количества ресторанов и, главное, по резонансу, который каждый из них вызывал в прессе, она даст фору самой модной центровой улице.
Однако. Чем Никитская улица привлекла известных рестораторов? Какие концепции надо открывать на Покровке? Что ждет потенциальных арендаторов на Трехгорке и станет ли это пространство вторым Красным Октябрем? Читайте прямо здесь.

Район Трехгорной мануфактуры

Цена аренды помещений:
до 1,5 млн. рублей в месяц за 600-800 кв.м. (по оценке компании JLL);
13000-18000 руб. за кв.м. в год (по данным ОАО «Трехгорная Мануфактура»).

Характеристика помещений:
на территории Трехгорной мануфактуры – площади свободной планировки в заводских корпусах, требуется ремонт. По данным ОАО «Трехгорная мануфактуры», договора аренды заключаются на срок от 11 месяцев до 3-х лет.

Трехгорная мануфактура, расположенная между улицами 1905 года, Рочдельской и набережной Москвы-реки, все чаще заставляет говорить о себе как о возможном новом «месте силы». А где сила, там и рестораны. По крайней мере, тут они открываются один за другим. Помещения некогда текстильного предприятия, на первый взгляд, представляют собой мечту ресторатора: лофты с семиметровыми потолками, старинная кладка, которую не надо имитировать, индустриальный пейзаж за окном. В некоторых корпусах сохранились чугунные винтовые лестницы. Правда, сами арендодатели в условиях аренды отмечают, что помещениям необходим ремонт. Самые яркие арендаторы – всевозможные fashion компании, которых привлекла недорогая аренда и транспортная доступность территории. За ними потянулись и рестораны. Раньше ресторанами могла похвастать лишь улица 1905 года, где вблизи набережной уже много лет работают проекты Андрея Деллоса «Бочка» и «Шинок». Среди соседей – клубы, караоке-бары и даже отели с почасовой оплатой. О старой публике говорят с осторожностью, отмечая, что район Трехгорки – спокойное и тихое место для встреч на любых уровнях. Впрочем, за последний год Трехгорка вышла из тени, а историческое место привлекло весьма громкие имена. В течение нескольких месяцев тут появились бар «Никуда не Едем» с коктейлями от Александра Кана и едой от Дмитрия Шуршакова, Duran Bar от Николая Бакунова, бар Jagger от холдинга Ginza Project. В прошлом году громко открылся, но, увы, уже закрылся ресторан православной кухни «Воскресенье», который изначально курировал главный хранитель традиционной русской гастрономии Максим Сырников. Даже простая, казалось бы, по формату столовая Buro Canteen, открывшаяся здесь в начале зимы, имеет эпитет «современная» и создана при участии Мирославы Думы. Развитием кластера занимается управляющая компания «Трехгорная мануфактура». По словам некоторых арендаторов, пока политика развития не очень ясна. Ходят слухи, что ресторан «Воскресенье» и кафе Food &Wine покинули свои площади после повышения арендных ставок. Как бы там ни было, за развитием Трехгорки будет интересно наблюдать.
В течение нескольких месяцев тут появились бар «Никуда не Едем»
с коктейлями от Александра Кана и едой
от Дмитрия Шуршакова, Duran Bar
от Николая Бакунова, бар Jagger
от холдинга Ginza Project
Рестораны. Трехгорная мануфактура, Рочдельская ул., вл.15
«Никуда не едем»
Gandhara
Jagger Bar
Столовая «Мануфактура»
Duran Bar
Andy's Gastrobar
«Грин»
Campus Tanzbar
Buro Canteen
Blacksmith Irish Pub
& co
«Боэми», Рочдельская, 11/5
«Шинок», «Бочка», «Манон», «Пилот», «Донна Маргарита», «Барашка», Boom Boom Room, Rockstar, ул. 1905 г., д. 2


Роксана Шатуновская
совладелица кафе Buro Canteen
Трехгорная мануфактура – это большой офисный массив, в котором при обилии ресторанов негде просто и быстро поесть. Офис издательского дома, которому принадлежит интернет-журнал Buro, тоже находится здесь, поэтому можно сказать, мы делали то, чего не хватало нам самим. Простое и базовое заведение на каждый день, куда можно зайти на завтрак или ланч, вечером – на бокал вина и ужин с коллегами. Где можно быстро и вкусно поесть, без лишних претензий. Не может офисный сотрудник с заработной платой 60 тыс. руб. два раза в неделю ходить в ресторан со средним чеком в 2000 руб. При этом, офисов тут очень много: это и предприятия из творческой среды («Русмода» Александра Терехова, головной офис «Подиум», компания Дениса Симачева), и IT-компании, и юридические фирмы…Сюда планирует переехать ARMA 17 и уже делала здесь несколько мероприятий. Аренда здесь дешевле, чем в центре города или других раскрученных местах. Раньше Трехгорка была почти «медвежьим углом». Здесь арендовали помещения сток-центры и другие странные компании и клубы. Сейчас это место становится более респектабельным и модным.
Тут много свободных площадей, где можно открыть что угодно. Главное, понимать, кому вы адресуете товар…
Помимо офисов здесь большой жилой район и опять же выбор «куда пойти» невелик. Район: почти что центр. Рядом и Садовое, и Третье кольцо, Кутузовский проспект, набережные, поблизости две станции метро. Дорога к метро «Краснопресненская» идет через красивый парк у Белого дома и занимает десять минут. C точки зрения расположения, Трехгорка гораздо удобнее, чем, например, Красный октябрь, куда можно заехать, но вот выехать…Проблемы с парковкой есть и у нас. Въезд на территорию мануфактуры сделали платным – 500 р. Парковка на прилегающих улицах тоже стоит дорого, мы относимся к району Сити, где действуют высокие тарифы. Арендодатели обещают в течение 3-4-х месяцев ввести новую систему оплаты парковки на территории мануфактуры и привязать стоимость ко времени пребывания, а также сделать льготы для арендаторов и гостей заведений. Мы вот пока сами делаем скидку гостям, если нам показывают чек за паркинг. Пока Трехгорка не выглядит столь «секси», как «Октябрь» или Artplay. Но я уверена, что в перспективе – это новое место силы. В управляющей компании работают очень адекватные люди, готовые идти навстречу арендаторам. Насколько я понимаю, у них есть проект реконструкции территории, который будет реализован в ближайшем будущем.

Николай
Бакунов
концепт-шеф ресторана Duran Bar
В наше время для ресторана очень важен удобный подъезд, парковка и, наверное, вид из окон. Мы для Duran Bar искали именно такое помещение, и нашли его на территории мануфактуры. Здесь есть все, что нам нужно: большие лофтовые пространства, доступность для автомобилистов, места для парковки. Если арендодатели будут проводить правильную и гибкую политику, у мануфактуры будут все шансы стать новым местом силы. При этом, не думаю, что Трехгорка станет исключительно арт-кластером, хотя тут снимают офисы люди из творческой среды (например, тут располагается офис кинокомпании Федора Бондарчука Art Pictures Studio). Арт-кластеры медленно развиваются. Я думаю, тут сложится и творческая и деловая среда. Например, Duran Bar рассчитан на более широкую и взрослую аудиторию. Пока, по моим ощущениям, развитие территории довольно хаотично, не могу сказать, следуют ли арендодатели какому-либо плану.
Здесь очень просторные помещения лофтового плана. Однако, для укрепления потолков, полов, стен, колонн нужны огромные средства.
Для нас необходимость реконструкции здания оказалась полной неожиданностью. По первоначальному плану мы должны были открыться еще в мае. На деньги, вложенные в ремонт, можно открыть второй ресторан! Офисам ремонт обойдется дешевле. Однако, как правило, офисы делят лофтовые пространства на этажи, по моей оценке для достаточно большой площадки такая операция до кризиса могла обойтись в 50 млн. руб. А уж сейчас!
Развитие Трехгорной мануфактуры сейчас целиком зависит от того, как поведут себя арендодатели. Очень не хочется, чтобы все это превратилось в «бизнес по-русски». На моей памяти рынок пережил несколько кризисных витков, и каждый раз я наблюдал одно и то же. Владельцы помещений в тяжелые времена продолжали настаивать на своей аренде, а то и поднимали ее. Бизнесмены, вложившие в свои заведения деньги, съезжали, помещение год пустовало, после чего владельцы все же снижали ставку и сажали туда кого-то другого. Где логика? Почему надо уничтожать то, что есть? Это чисто русская история, такая негибкость, которая, к сожалению, мешает нашему развитию. Я надеюсь, что на Трехгорке этого не произойдет. Хотелось бы донести до властей мануфактуры идею организовать вблизи остановку общественного транспорта, чтобы территория стала удобной и для пешеходов тоже. А также организовать въезды, выезды и парковки. Например, лифтовые – вертикальные, европейского образца. Или закрепить за каждым арендатором парковочные места, в общем, зарабатывать вместе с арендаторами, а не на них. У меня, как у творческого человека, разбирающегося в экономике, есть свое представление о том, как может развиваться это пространство. Я представляю, какие рестораны надо тут открывать. Но не скажу, а то меня опередят.

Ольга
Долгова
директор ресторана «Бочка»
Наш ресторан находится достаточно близко от центра города, рядом с набережной и «Экспоцентром», напротив ЦМТ.
Многие из наших гостей – бизнесмены и посетители выставок. В дни выставок поток значительно увеличивается.
Хотя многие выставки проходят только раз в год, они из раза в раз приходят к нам. Улица 1905 года делит гостей: здесь много ресторанов самых разных ценовых категорий на любой вкус и кошелек. Новой застройки тут практически нет. Трехгорная мануфактура становится очень популярным местом: открываются офисы, столовые, кафе и рестораны, причем не только со стороны проезжей части, где уже практически не осталось свободных мест, но и внутри комплекса. К нам тоже нередко приходят люди с Трехгорки. Тем, кто постоянно работает в этом квартале, хочется разнообразного питания, поэтому рестораны с самыми разными концепциями могут чувствовать себя хорошо. Популярностью пользуются завтраки – особенно много гостей с Трехгорки приходят в утренние часы.

Светлана Ярова
начальник отдела стрит-ритейла компании JLL
Трехгорная мануфактура была привлекательной для рестораторов в силу сравнительно невысоких ставок аренды при центральном местоположении. Недалеко располагается ЦМТ и различные офисы, которые обеспечивают заведения «деловым» спросом, также в этом районе много качественного жилья.
К плюсам Трехгорной мануфактуры в глазах ресторатора можно отнести модное лофтовое пространство, располагающееся в центре, но – что важно – тихом центре,
и поэтому рестораны здесь в первую очередь ориентированы на деловые встречи «вдали от глаз». Сегодня рестораторы неохотно рассматривают открытие здесь новых заведений – достаточно много уже работает, спрос был фактически удовлетворен, и для того, чтобы быть здесь успешным, нужно предложить ни на что не похожую концепцию. К минусам места можно отнести значительную ориентацию на деловой спрос, и такого высокого трафика в выходные здесь нет. На наш взгляд, Трехгорка и дальше будет оставаться деловым кластером, в котором будут работать модные концепции.
Большая Никитская & Co
Цена аренды помещений:
около $2-2,5 тыс. за кв.м. в год

Характеристика помещений:
100-150 кв.м. преимущественно в зданиях конца 19-го и начала 20 века.
Большая Никитская улица и прилегающие к ней переулки давно пользовались любовью рестораторов. Московским театралам, журналистам и прочей богемной публике не понаслышке знаком алкогольный треугольник между тремя кафе - «Жан-Жаком», «Маяком» и «Квартирой 44». Старожилы и студенты захаживают в старинную рюмочную напротив Консерватории и в, можно сказать, раритетный ресторан ливанской кухни «Синбад» в здании «Театра у Никитских ворот». Впрочем, студенты облюбовали и находящуюся по соседству с рюмочной кюфту от Meatpoint. За последний год на Никитской появилось несколько современных и небанальных концепций: бруклинская пицца от Дмитрия Зотова в Zotman pizza&pie, баны с крабовым мясом в Crabs are Coming, авторские блюда Уильяма Ламберти в «Угольке». Сейчас гастрономическая прямая длиной в 900 м (если считать от площади Никитских ворот) насчитывает минимум три десятка отметок. От американских завтраков в Conversation до негласно лучшего столичного кофе в «Кофемании», от лукового супа в лионской закусочной Chez Maman до митболов от Дениса Крупени (Meatball Company). На Никитской отметились сразу три ярких шефа современной гастрономической сцены: Дмитрий Зотов, Дмитрий Шуршаков и Уильям Ламберти. В общем, есть на что посмотреть. Процент текучки на Никитской ничтожно мал (разве что на месте гастробара 5/2 одна концепция сменяла другую). Несмотря на обилие открытий, новые ресторанные жители селятся в помещениях, появившихся на рынке только сейчас. Возможно, именно появлению доступных новых площадей вызвал «ресторанизацию» улицы (особенно площади у Никитских ворот). Традиционно, улица пользуется любовью среди горожан, причем, в отличие от Тверской, по Никитской гуляют, в основном, москвичи. Поэтому из крупных раскрученных сетевиков здесь живет разве что «Кофе Хауз», в большинстве же проектов так или иначе стараются подчеркнуть свою индивидуальность.
За последний год на Никитской появилось несколько современных и небанальных концепций: бруклинская пицца от Дмитрия Зотова в Zotman pizza&pie, баны с крабовым мясом в Crabs are Coming, авторские блюда Уильяма Ламберти в «Угольке».
Рестораны. Большая Никитская улица
«Ватрушка», «Бифштекс», д.5
«Уголек», д.12
«Белая Русь», Meatball Heaven, «Кофебин», д.14
«Простые Вещи», Meat Point, д.14/2
«Кофемания», д.13/6
Conversation, Zotman pizza&pie, «Синбад», «Кофе Хауз», Subway, д.23/14/9
«Маяк», д.19
Chez Maman, д.21/19
«Квартира 44», «Рецептор», «Рюмочная», д.22/2
Lookcafe, «Шоколадница», д. 24/1, стр.6
Рестобар 5/2, д.26
Кафе Студии Артемия Лебедева, д.35
«Старый Фаэтон», д.55
Siberia, «Хлебная Лавка», д.58
Long Island Diner&Bar, Osteria Montiroli, д.60
& co
«Дети Райка», Никитский бульвар, д.25
«Дума», Моховая, 11, стр. 3В
Breakfast, Малая Никитская, д.2
Why Not Wine, Малая Никитская, д.8/1
«Палаццо Дукале», Тверской бульвар, д.3
Crabs are Coming, Drink Your Seoul, Cockney's, Калашный пер., д.9
«Архитектор», Малая Никитская, д.20
«Долмама», Paul, Аллея Романов

Катя Метелица
управляющий партнер кафе Chez Maman
Автор концепции кафе и, собственно, maman – Наташа Лукина – девять лет проработала в кафе «Жан-Жак» на Никитском бульваре. Поэтому, когда мы начали искать место для собственного проекта, вопрос «где» даже не стоял. Конечно на Никитской! Никитский и Тверской бульвары, Никитские улицы – это намоленные места. Здесь много музыкантов, театралов, журналистов, людей самых разных поколений и национальностей. Например, в какое-то время в «Маяке» собирались «ветераны сцены» (Васильев, Ефремов и их друзья), потом – молодежь, а сейчас там много экспатов. К Наташе Лукиной раньше приходили в «Жан-Жак» как домой, а сейчас приходят сюда, в Chez Maman.
Никитская улица – это сердце города. Официальный центр – Кремль, неофициальный – Пушкинская площадь. Между ними расположена Никитская – старинная, сохранившая старомосковский облик улица, окруженная тихими переулками.
На Пушкинской площади невозможно найти место для проекта: с одной стороны рестораны Деллоса, напротив – McDonald's. К тому же она слишком проходная. На Никитской уже собралось много симпатичных ресторанов и это делает нас всех сильнее. Мы хотим, чтобы люди ходили из одного заведения в другое, встречались со знакомыми в одном кафе, потом шли в другую компанию в соседнее кафе… Особенно здорово будет летом. Мы откроем большие французские окна, получится, что весь зал кафе – это веранда. Также, например, в прошлом году сделали в «Угольке». Это красивое решение – условия не позволяют нам ставить веранду на тротуарах.
Застройка на Никитской старая. Например, подвалы здания, в котором расположена винотека «Простые вещи», говорят, датируются временами Ивана Грозного, хотя сам дом был построен в 19-м веке. Вероятно, что цокольный этаж дома, в котором работает Chez Maman, тоже старше, чем надстройка. До нас в этом помещении было отделение «Сбербанка» и мы получили помещение с ободранными, но шикарными стенами со старинной кирпичной кладкой. Можно сказать, ремонт обошелся нам малой кровью.
Прелесть Никитской улицы в том, что здесь могут работать любые концепции. Главное, чтобы они были хорошими в своей категории. Мы, конечно, тяготеем к низкому чеку, потому что нам кажется, что демократичных заведений городу не хватает.

Константин Андреев
управляющий рестораном «Кофемания» на Б.Никитской
На мой взгляд, огромный плюс «Кофемании» на Никитской в том, что она расположена в историческом здании Консерватории имени Чайковского. Концерты помогают нам повышать выручку. Рядом располагаются несколько престижных отелей, многие иностранцы выбирают нас для завтрака или ужина. Улица ведет прямо к Кремлю, а это значит, что туристические маршруты проходят через нас.
Никитская действительно набирает популярность, сейчас многие ресторанчики открываются в нашем районе. На улице два театра, две церкви, консерватория, несколько модных бутиков и магазинов класса люкс, а так же два продуктовых супермаркета, салоны красоты, студии йоги, фитнес-центр и офисы.
Улица проходимая, активная. Даже плюс, что рядом нет метро, так как нет излишней суеты и сносящего траффика.
Мне кажется, на нашей улице было бы востребовано заведения типа CheepSide. Красивый интерьер, блюда, приготовленные в хоспере и отличное обслуживание – залог успеха. Также, думаю, что будет успешным какой-нибудь бар или паб с контактной стойкой, дорогими оригинальными коктейлями и хорошим алкоголем. В такое заведение могли бы заходить офисные работники, чтобы отдохнуть после рабочего дня и пропустить по коктейлю.

Ирина Ходзинская
владелица винотеки «Простые Вещи»
Мне сложно говорить о Большой Никитской, как об уникальном или удивительном месте. Это очень приятная и красивая улица в центре Москвы, но она не сильно отличается от других центровых мест. В принципе, точки скопления ресторанов периодически возникают в разных районах Москвы, вспомнить ту же Белорусскую, где за два года открылось большое количество ресторанов. Это снежный ком: чем больше ресторанов на улице, тем больше людей приезжает, и тем выгоднее место для других рестораторов. На Никитской открылось большое количество прекрасных мест и именно это привлекло туда людей. А не наоборот. Я за то, чтобы было больше ресторанов, и за то, чтобы они были разноплановыми.
Наверное, единственное, что сложно сделать на Никитской – это фастфуд, высокая аренда не позволит держать очень низкий ценник.

Сергей Крылов
совладелец ресторанов Haggis pub&kitchen и Zotman pizza&pie
Мы не стремились попасть именно на Никитскую, хотя, по совпадению, самое первое помещение, которое мы с Зотовым смотрели, когда только-только думали о совместном проекте, тоже было на этой улице. Помещение в здании «Театра у Никитских ворот» для Zotman pizza&pie мы одобрили сразу, на интуитивном уровне было понятно, что это наше место.
У Никитской улицы хорошая энергетика. Во-первых, влияет близость Патриарших прудов, хотя это скорее лирика, чем статистика. Хотя летом и в хорошую зимнюю погоду, безусловно, люди гуляют, и приходят и с Патриков, благо идти недалеко. Во-вторых, к моменту нашего запуска на Никитской уже работали разнообразные интересные кафе и рестораны: Crabs are Coming, «Уголек», «Кофемания»…Можно сказать, набралась некая критическая масса ресторанов, они своим присутствием создали особую атмосферу улицы. Вообще, в Москве бизнес начинает «кучковаться» в определенных зонах. Например, на Петровке много ритейла. Думаю, на Никитской через пару лет будет очень интересно.
Никитская улица расположена вдали от метро, наш сегмент это очень сильно ощущает. В плохую погоду люди до нас не всегда доходят.
Правда, «Уголька» и «Кофемании», наверное, это касается в меньшей степени – туда приезжают на машинах. Эти рестораны, наверное, больше обеспокоены парковкой, например, возле «Уголька», насколько я знаю, вообще убрали парковочные места. Я думаю, что люксовые рестораны не очень вписываются в концепцию Никитской улицы. Топ-менеджеры из «Романова Двора» ходят в рестораны, расположенные в бизнес-центре. У «Романова Двора» своя инфраструктура с кинотеатром, фитнес-центром и даже своей пешеходной улицей. Они стоят немного особняком от самой Никитской.
Странным образом, кризис оказывает оздоровительное воздействие на ресторанный бизнес. Идет естественный отбор, кафе с непонятными концепциями закрываются. Уходят и банки, которые сворачивают свое развитие, на их место могут прийти рестораны. Хотя помещения, оставшиеся после банков, сложные: переделка стоит дорого. Да и арендодатели пока держат ставки, не хотят уступать. Но наступит критический момент, когда и им придется пойти навстречу. Сложно сказать, сколько сейчас стоят помещения на Никитской, многие арендодатели не говорят ставки. Потому что никто не понимает, сколько же они сейчас должны стоить. Арендодатели боятся и продешевить, и переоценить. Ясно, что раньше «нормой» была ставка в $2500 за кв.м., сейчас многие сомневаются, брать ли помещение по ставке больше $1000 за кв.м. В целом, помещение стоит от 1,2 млн. руб. до 1,8 млн. руб. за 300 кв.м. в месяц. При этом, на Никитской есть, где разгуляться. Тут до сих пор нет бургерных, азиатских ресторанов, кофеен («Кофемания» все же по формату больше ресторан). Хотя, у нас за углом некоторое время работал Double B, но, видимо, он оказался никому не нужен.

Светлана Ярова
начальник отдела стрит-ритейла компании JLL
Исторически Никитская считалась очень престижной улицей, основной аудиторией которой была интеллигенция, благодаря тому, что она входит в так называемый «театральный треугольник», а также тому, что именно тут расположена Консерватория. С одной стороны Никитская граничит с Тверской, а с другой – с Моховой, таким образом, находится в непосредственной близости к Кремлю. У нее богатое окружение центра столицы: элитное жилье, фешенебельные отели, первоклассные офисы, дорогие бутики, рестораны авторской кухни.
Никитская всегда обладала особенной атмосферой, и многие собственники помещений долгое время удерживали их и не выставляли на продажу. Несмотря на то, что львиная доля площадей на Никитской небольшие, порядка 100-200 кв. м, зачастую переделанные из жилых квартир, они почти никогда не пустовали, ротация на этой улице всегда практически отсутствовала.
В настоящее время свободные помещения на Никитской, особенно такие, которые могли бы подойти по параметрам под ресторан, найти крайне затруднительно. Очень малое количество площадей выходят на аренду и быстро поглощаются. Арендная ставка на подобные локации варьируется в районе $2-2,5 тыс. за кв. м. в год.
Говоря о характере заведений, зачастую это или модные новые небольшие кафе современного городского стиля, или уютные атмосферные кафе и рестораны с достаточно высокими ценами, но изысканным меню, или места «для своих», расположенные в переулках, скрытые от глаз, совсем нетуристические, но не менее интересные и с отличной кухней.
На наш взгляд, в перспективе Никитская станет в большей степени ресторанной улицей, вытеснив бутики и шоу-румы, на которой будут появляться модные интересные концепции, которым при этом подойдет небольшой формат помещений: кофейни и кондитерские с take away-сервисом, вок и т.п.
Покровка & Co
Цена аренды помещений:
до 1,5 млн. рублей в месяц за 600-800 кв.м. Ставки сильно скачут. Помещения около бульвара стоят меньше – около $1-1,5 тыс. за кв.м. в год, на «уличной» части – около $2-2,5 тыс. за кв.м. в год. Чем меньше помещение, тем выше ставка.

Характеристики помещений:
разброс от 100 кв.м. до 400 кв.м.
Покровка всегда была ресторанной улицей, вернее, улицей с богатым выбором «куда пойти». Пивные и кофейни, тайские и русские заведения, фастфуды, бары, рестораны, пожалуй, столь разношерстный состав общепита не встретишь даже на Арбате. При этом, рестораны с интересной современной едой здесь были в меньшинстве, а вот сетевые проекты разных форматов, напротив, делили самые проходные места.
С другой стороны, Покровка – улица офисов. За старинными фасадами трех-четырехэтажных зданий спрятаны поделенные на клетушки помещения, где сидят туристические компании, издательства, юридические и бухгалтерские конторы и прочие фирмы, занимающихся всем на свете. Дизайнерские лавки, салоны красоты и магазины «привет из 90-х» с ассортиментом от булавок до пальто чередуются с банками и йога-центрами. При этом в районе есть и респектабельные офисы, не говоря уже о том, что стоимость квартир в районе Чистопрудного бульвара очень высока, а значит, с платежеспособным спросом все в порядке. Наконец, Покровка пролегает по хорошо сохранившейся части старой Москвы, любимой туристами. Возможно, один из секретов Покровки – ее всеядность и способность мирно смешивать совершенно разные социальные категории. В конце лета завершилась реконструкция Покровки, улица стала «пешеходной». Еще до реконструкции на Покровке начали появляться проекты «с человеческим лицом»: кафе современной грузинской кухни «Саперави» открылось на месте кофейни Starbucks, заработали I Like Wine bar и пекарня «Булка», появились «Братья Караваевы». Все эти рестораны объединяет обращение к интеллигентной сознательной аудитории. Которая предпочтет «Кофеманию» или «Кофебин» заведениям с посредственным кофе, лапшичную Doodles сетевому фастфуду, а демократичный I Like Wine дешевым пивным. В общем, «апгрейд» Покровки коснулся не только тротуаров и клумб, но и ресторанов. Возможно, именно поэтому в прошедшем году мы часто говорили о заведениях, открывшихся на Покровке. И, надеемся, эта тенденция продолжится и в настоящем.
Еще до реконструкции на Покровке начали появляться проекты «с человеческим лицом»: кафе современной грузинской кухни «Саперави» открылось на месте кофейни Starbucks, заработали I Like Wine bar и пекарня «Булка», появились «Братья Караваевы»
Рестораны. Покровка
Follow Me Cafe, «Крошка-картошка», «Штолле», д.1/13
«Золотая Вобла», д.2
«Дарбарс», д.2/1
Караоке Ivanoff, Subway, д.3/7
«Тай Тай», Caffeterria, д.4, стр.1
«Теремок», «Сити Пицца», «Шоколадница», Pacha, Кафе при культурном центре «Белые Облака», д.4
«Саперави», д.5
Sisters Cafe, д.6
Fooodcafe, д.6, стр.1
«Белорусская Хата», д.9, стр.1
«Циферблат», д.12, стр.1
«Братья Караваевы», д.14/2
«Пилзнер», д.15
«Компот», д.15/16
I Like Wine, «Долма», Music Room, Mi Piace, «Вок Стрит», д.16
«Кризис Жанра», д.16/16
Extra Virgin, Glow Subs, «Лагман Хауз», Doodles, Cuba Libre, д.17, стр.1
«Кофемания», д.18
«Карибы», д.18/18
«Булка», «Гамбринус», д.19
«Кофебин», д.21
Free Bar, д. 21-23
Lavazza Expression, д.25
«Чайная Высота», д.27, стр.1
Frendy's, д. 28/6, стр.3
«Омулевая Бочка», д.33/22
«Камадо», д.35/17
«Ю-Мэ», д. 38А
«Шоколадное Ателье», д.40
Est-Caffee, д.40, стр.1
Meat & More, д.40, стр.2
«Советские времена», д.50
«Чайхона №1», д.50/2
& Co
«Рецептор», Чистопрудный б-р, д.23, стр. 2
& Маросейка
BM Cafe, д.2/15
«Шоколадница», д.3/13
«Волконский», д.4/2
«Теремок», д.6
«Бардак», «Две Палочки», «Натахари», Bubble Mania, «Хинкали», «Шоколадница», «Брусника»,
«Кофе Хауз», д.6/8, стр.1
«Сити Пицца», д.6/8, стр.8
«Ваби Саби», д. 7/8
«Дамас», д.8
McDonald's, «Прайм», д. 9/2
Union Jack Pub, д.13, стр.1
«Жан-Жак», «Хлеб и вино», «Зер Шён», Jeffrey's Coffee, д.15

Владимир Перельман
совладелец баров I Like Bar и I Like Wine bar
Когда мы в марте 2014 года брали помещение для заведения, не было информации о планирующейся реконструкции Покровки. Мы не предполагали, что Покровка так изменится всего за полгода. Эта улица всегда была немного маргинальной: на ней было много пьяных тусовочных баров, куда в основном ходила молодежь, все было лихо, разухабисто, но на студенческом (в плане аудитории) уровне. В какой-то момент я даже был настроен пессимистично, потому что даже на Шаболовке, где работает наш I Like Bar, я не встречал столько нетрезвых и не очень приятных людей.
Мы взяли две площади, расположенные вблизи пересечения Покровки и бульваров. Изначально мы рассчитывали на то, что эта часть Покровки более проходная, здесь приятная атмосфера, а рестораны, работающие в радиусе 50-100 метров, довольно успешны. То же соседство с «Кофеманией» настраивало на позитивный лад, можно сказать, «Кофемания» могла бросить на нас благоприятную тень. Плюс мы знали, что к нам будут приезжать наши постоянные гости.
Когда реконструкция закончилась, Покровка стала красивой ухоженной улицей. И публика очень изменилась. Многие из тех, кто живет в районе Китай-города, но раньше ездили в рестораны, скажем, на Патриарших, начали ходить в заведения на Покровке. Когда мы только увидели план реконструкции улицы, мы предположили, что, скорее всего, концепции с дешевой едой будут закрываться. Так и вышло: у тех, кто работал в ценовом сегменте ниже среднего, выручки просели, а рестораны с относительно высоким средним чеком, наоборот, начали зарабатывать больше. Мы видим, что на Покровке начали открываться приятные места европейского уровня: какие-то кофейни, ресторан Extra Virgin, винотека «Хлеб и Вино»…
За полгода на Покровке появилось четыре винных бара! Это может стать якорем для людей: сюда приезжают как на винную улицу.
В феврале мы открываем I Like Beer & Brut. Появился качественный и интересный фастфуд, например, лапшичные. Остались мастодонты – рестораны, которые работают уже много лет. Но, по моим ощущениям, многие из них съедут, потому что сейчас они стоят пустые. Это к вопросу о том, появятся ли на Покровке свободные площади. Да. Только в нашем доме семь ресторанов – конкуренция бешеная. Иногда сосредоточение ресторанов в одном месте помогает зарабатывать всем, в нашем же случае это игра на выживание.
После реконструкции улицы арендодатели подняли ставки примерно на 25%, несмотря на кризис. Это определенное нахальство. С другой стороны, работать на условно модной улице, к которой власти относятся с таким вниманием, непросто. Когда шла реконструкция, к нам постоянно приходили проверяющие органы. То просили покрасить стены, то помыть окна, то еще что-то в том же духе. За последнюю неделю нас пару раз оштрафовали за то, что мы не успели вовремя сбить сосульки.

Хатуна Колбая
совладелица кафе «Саперави»
Наверное, ресторанов на Покровке становится больше потому, что улица стала относительно пешеходной. Нам в свое время просто понравилось помещение – отдельно стоящий особнячок. Я не вижу глобального плюса в том, что улицу реконструировали, разве что она стала светлее. Проекты здесь не только появляются, но и закрываются, вот недавно, например, закрылся «Глобус Гурме». Это типично для Москвы, думать, что улица, а не концепция, отвечает за успех.
Покровка сейчас на слуху, очевидно, кто-то думает, что если откроется на Покровке, то ему обеспечен биток. Нет. Люди идут туда, где им нравится.
Даже в хинкальную на окраину Москвы без вентиляции, если там вкусно. На Маросейке около «Жан-Жака» открылось сразу два винных бара. Один стоит пустой, а во втором люди сидят. Так что адрес ничего не определяет.

Виктория Дегтярева
территориальный управляющий сети «Кофемания»
После реконструкции на Покровке стало больше прогуливающихся, велосипедистов. Но это не компенсирует то, что на улице большие проблемы с парковкой. Наши гости страдают и из-за неудобной инфраструктуры: терминалы оплаты стоят далеко друг от друга, многие не могут их найти. Мы даже повесили на двери номера парковок, чтобы людям было удобнее.
Покровка отличается от других мест тем, что тут много заведений самой разной ценовой категории. Очевидно, сейчас хорошо живется винным барам с небольшим меню.
В дорогих ресторанах я не встречала ажиотажа. Небольшие кафе с быстрой и недорогой едой популярны. Нельзя выделить и определенную аудиторию, это микс: тут есть и офисы, и жилые дома. К нам приходят и топ-менеджеры, и мамы с детьми, направляющиеся на прогулку на Чистые пруды. На каждый ресторан есть свой потребитель. Напротив нас более демократичный «Кофебин» - туда заходят студенты или люди со средними заработками. Публика очень разношерстная. Поэтому, мне кажется, что на Покровке пойдет любая концепция.

Светлана Ярова
начальник отдела стрит-ритейла компании JLL
По своей истории Покровка во многом похожа на Пятницкую улицу, однако в настоящее время она является более деловой. Покровка характеризуется высокой плотностью населения и отличается особенно активным ночным населением, поэтому в последнее время мы видим, что на Покровке стали открываться новые бары и винотеки. Основная ресторанная активность сосредоточена на Покровке в месте пересечения с бульварами. Там есть и кофейни, и рестораны, и кафе с международной кухней, предлагающие бизнес-ланчи для сотрудников офисов, коих здесь немало.
Несмотря на достаточно разнообразный ассортимент заведений общепита, их здесь все-таки не хватает, особенно качественных городских кафе, способных предложить хорошие варианты бизнес-ланчей по доступной цене и достаточно высокого качества:
мы считаем, именно на этом сегменте общепит Покровки должен сосредоточить свое внимание сейчас и на перспективу.
Ставки аренды на большие помещения (500-800 кв. м) под качественный ресторан с полной посадкой могут приближаться к ставкам на Пятницкой (на текущий момент помещение площадью 600-800 кв. м под ресторан с полной посадкой может достигать 2 млн. рублей в месяц). Однако это скорее относится к отдельным концепциям, а в целом ставки на соседних с Покровкой улицах Маросейка и Мясницкая обычно даже выше, и могут достигать до $2 тыс. за кв. м. в год.