Restorator.Chef.ru
#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ

Цифра дня

В 30% заказов в российском фудсервисе теперь присутствует кофе, главный источник роста - сегмент фастфуд, а сам напиток превращается в снэк
#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ
На рынке фудсервиса наблюдается рост кофе - сегодня этот напиток присутствует в каждом третьем заказе, его потребление растет, а тип потребления меняется - если раньше кофе заказывали в кофейнях, кафе и ресторанах в конце трапезы, то теперь разные виды свежесваренного кофе употребляют в фастфуде, стритфуде, рознице и столовых, причем, не только как напиток, но и как снэк.
Именно фастфуд стал главным каналом продаж для кофе в фудсервисе: 52% заказов кофе за период с апреля 2018 по март 2019-го пришлось на заведения быстрого обслуживания, сообщает исследовательская компания NPD.
Рост кофе в фастфуде наблюдается не первый год, однако именно за период с апреля 2018 по март 2019 доля заказов кофе в фастфуде выросла на 14%. Выросла она и в сегменте кофейни, а в ресторанах, напротив, снизилась, но внутри сегмента фастфуд (который сам по себе является самым крупным и самым растущим на рынке) разные виды напитка присутствовали в 32% заказов, опережая газировку, соки, воду и молочные коктейли. Причем, большинство крупных операторов как раз делают ставку на кофе, предлагая комбо-наборы (кофе с выпечкой, например) по привлекательной цене. По мнению аналитиков NPD, этот рост - результат того, что в профессиональные кофемашины и качественный кофе теперь инвестируют не только специализированные заведения и рестораны, но и фастфуд, ритейл и заправки, таким образом создавая конкуренцию традиционным каналам продаж. Еще один любопытный вывод делает эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова: "Кофе во многом заменило сигареты, раньше люди выходили покурить, чтобы пообщаться и ненадолго отвлечься от дел, теперь во время короткого перерыва покупают и пьют кофе".
Доля заказов кофе в разных каналах
(период апрель 2018 - март 2019, по сравнению с апрелем 2017- мартом 2018)
Источник: The NPD Group
Как отмечают в NPD, кофе стали пить люди всех возрастов, от молодежи до людей преклонного возраста. А более всего растет так называемая категория "белая чашка" - напитки на основе эспрессо с добавлением молока, например, каппучино и латте. За год с апреля 2018 по март 2019 заказы "белой чашки" выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2017-18 гг. "Горьковатый эспрессо нравится далеко не всем, а молоко смягчает вкус кофе и делает кофе более универсальным, - объясняет Марина Лапенкова. - К тому же, хороший каппучино сложно приготовить дома, для него нужна дорогостоящая кофемашина со взбивателем молока, поэтому люди предпочитают заказывать каппучино в фудсервисе". Более того, по мнению NPD, кофе сегодня выполняет роль снэка, поскольку приглушает или, если это "белая чашка", утоляет голод. Так что люди теперь пьют кофе вместо перекуса в любое время дня, часто воспринимают чашку кофе как удовольствие, причем зачастую незапланированное: по данным компании, 18% заказов кофе с апреля 2018 по март 2019 было совершено импульсивно.
Еще одно важное наблюдение от компании NPD говорит о том, что Россия в кофейном вопросе действует в русле мировых тенденций - например, в США за последний год заказы кофе в фастфуде выросли на 3 %, причем категория "белая чашка" увеличилась на целых 7%. Более того, согласно выкладкам компании, в России теперь кофе пьют чаще, чем в Италии и во Франции - странах с давними традициями потребления кофе. В период с апреля 2018 по март 2019 в России напиток присутствовал в 30% заказов, в Италии – в 28%, а во Франции - в 23% заказов.
The NPD Group
Американская компания The NPD Group, основанная в 1971 году, занимается исследованием и консалтингом в 20 странах мира. NPD исследует товары для детей, спортивную одежду и обувь, рынок косметики, автомобилей, информационных технологий, розницу и проч. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви и индустрии питания вне дома. Для анализа рынка фудсервиса в NPD разработана специальная онлайн методология Crest, основанная на заполнении онлайн-дневников посетителей ресторанов, по которой постоянно исследуются рынки 13 стран. В России панель Crest была запущена в 2012 году, в ней участвуют более 10 тысяч жителей 8-ми крупнейших городов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Самара).
ЕЩЕ ЦИФРЫ