РестораторШеф

Цифра дня: 22% составит падение фудсервиса в России в 2020-м

По итогам года рынок фудсервиса в России сократится в расходах потребителей на 22%, прогнозирует исследовательское агентство NPD Group. Но падение в России будет существенно меньше, чем в Европе


По данным агентства, например, в Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии падение рынков в расходах составит от 30 до 40%. Разница в глубине падения между рынками связана со степенью государственных ограничений, культурах поведения потребителей разных стран, национальных традициях в ресторанной индустрии и структуре рынка.

Впрочем, для тех, кто привык считать ресторанами только классические формы общепита, есть повод для алармизма – в том сегменте рынка, где питание происходит непосредственно в залах заведений, на июль 2020 года показатель "расходы потребителей" был все еще ниже прошлогоднего на целых 54%.
Однако исследователи NPD считают, что в российские потребители все-таки помогли ресторанам больше, чем европейские. “Уже с июне люди сначала вернулись на веранды, а ближе к осени стали заполнять залы ресторанов, – комментирует эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова. – В Европе же население ведет себя осторожнее, тщательнее взвешивает риски заразиться и, соответственно, реже ходит в рестораны”. Кроме того, российские рестораны в среднем просторнее европейских, столики стоят на существенном расстоянии друг от друга, и это позволяет следовать правилам дистанцирования, тогда как во многих европейских странах принята более плотная посадка в заведениях.
Но более серьезной причиной меньшего падения российского фудсервиса является сама структура российского рынка, которая в самом деле несколько отличается от рынков других стран. Как отмечают аналитики NPD, в России в структуре рынке фудсервиса значимую долю занимают столовые (этот сегмент по результатам 2019 года, согласно данным NDP, занимал пятую часть российского рынка в трафике), где посещаемость начала восстанавливаться как только рабочие и служащие вернулись на заводы и в офисы (офисным столовым, впрочем, не удалось вернуть свой обычный трафик, во всяком случае в столице многие крупные компании так и не вернули сотрудников в офисы, а те, кто вернул, в сентября снова начинает переводить служащих на удаленку, в связи с новым ростом заболеваемости сovid-19 – прим.ред.)
Другая особенность российского фудсервиса – высокая доля фастфуда (на этот сегмент по итогам 2019 года приходилось более половины всех визитов в индустрии). «Фастфуд представлен сильными мультинациональными сетевыми операторами, у которых была возможность инвестировать в рекламу, коммуникации, а также в развитие доставки и еды навынос», - комментирует Марина Лапенкова.
Помимо этого, во время карантина люди стали чаще заказывать еду навынос (take away), а также drive thru, где при заказе не нужно выходить из машины. В июле 2020 года оба эти канала вместе увеличились на 10% по сравнению с июлем 2019 года.
А самые высокие темпы роста, конечно, показала доставка готовой еды, которая в июле 2020-го выросла более чем в 2 раза по сравнению с июлем 2019 года (речь о доставке готовой еды из всех каналов – от традиционных ресторанов до разнообразных дарк-китчен и ретейла). Канал доставки активно развивался уже несколько последних лет, и во время пандемии темпы роста только усилились, кроме того, как свидетельствуют данные NPD, изменилась мотивация выбора доставки. “Если раньше доставку заказывали вместе с друзьями, мужчины компаниями во время просмотра спортивных трансляций, родители для детских дней рождений, то с началом пандемии еда из ресторанов в том числе стала заказываться ради удовольствия и отдыха, – комментирует Марина Лапенкова. – Люди уставали готовить, хотели отвлечься и переключиться, а доставка из ресторанов оказалось одним из немногих способом себя порадовать”. В апреле 2020 года в каждом третьем случае доставку заказывали потому, что люди не хотели вставать к плите. Более того, во время карантина многие впервые попробовали доставку и, согласно опросам, продолжат заказывать еду из ресторанов (и вообще готовую еду) впредь.
Инфографика NPD Group
The NPD Group 
Американская компания The NPD Group, основанная в 1971 году, занимается исследованием и консалтингом в 20 странах мира. NPD исследует товары для детей, спортивную одежду и обувь, рынок косметики, автомобилей, информационных технологий, розницу и проч. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви и индустрии питания вне дома. Для анализа рынка фудсервиса в NPD разработана специальная онлайн методология Crest, основанная на заполнении онлайн-дневников посетителей ресторанов, по которой постоянно исследуются рынки 13 стран. В России панель Crest была запущена в 2012 году, в ней участвуют более 10 тысяч жителей 8-ми крупнейших городов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Самара). 
2020-09-22 21:00 лента событий бизнес