По итогам 1-го полугодия 2020 года вакантность в московских торговых центрах увеличилась на 1,1 п.п. до 5,2%. Похожий сценарий наблюдался во время двух предыдущих кризисов, а к концу года доля свободных площадей в торговых центрах может вырасти до 10%Согласно данным компании JLL, по итогам первой половины 2020 года тенденция на уменьшение доли свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы, которая наблюдалась с конца 2016 года, сменилась ростом вакантности. За первые шесть месяцев текущего года доля свободных площадей выросла с 4,1% на конец 2019 года до 5,2%.
Динамика изменения доли свободных площадей в ТЦ Москвы (данные JLL)
«Рост вакантности обусловлен как сложными экономическими условиями, являющимися последствием пандемии, так и новым вводом торговых центров в столице. Аналогичные причины влияли на повышение вакантности в пределах 1-2 п.п. в начале кризисов 2008 и 2014 годов. Мы ожидаем, что основной эффект от ограничительных мер будет виден во второй половине текущего года – к концу 2020-го доля свободных площадей в торговых центрах Москвы может вырасти до 8-10%», – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.
Наибольшее увеличение доли свободных площадей произошло в Южном (+3,7 п.п.) и Западном (+2,3 п.п.) округах Москвы. В первую очередь эксперты JLL связывают это с вводом в этих районах больших торговых центров с высокой вакантностью – «Остров мечты» (GLA 65 тыс. кв. м) и Kvartal West (44 тыс. кв. м), а также с увеличением доли незанятых помещений в некоторых работающих ТЦ. В остальных районах Москвы увеличение было не столь значительно, а в Новомосковском округе благодаря вводу районного ТЦ «Столица» доля свободных площадей даже уменьшилась – на 1,2 п.п. по сравнению с концом 2019 года.
Помимо вышеупомянутых объектов в 1-м полугодии на рынок качественной торговой
недвижимости Москвы вышел The Outlet, специализирующийся на товарах класса люкс. Это уже второй аутлет, открывшийся за последний год в столице. «Стоит отметить, что аутлет-центры в текущих условиях выигрывают по сравнению с крупными торговыми центрами. Формат «улицы» магазинов с отдельными входами, который реализуется в аутлетах, воспринимается как более комфортный и безопасный в текущих условиях, и для таких магазинов часто ограничения снимались раньше, чем для крупных ТЦ. Кроме того, в условиях уменьшения доходов населения и нереализованных коллекций весеннего сезона аутлеты кажутся идеальным выходом как для потребителя, так и для брендов», – комментирует Полина Жилкина, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL.
Кроме вышеизложенного, эксперты JLL отмечают, что активность выхода новых международных брендов в Россию по итогам 1-го полугодия 2020-го снизилась, более того – стала минимальной за всю историю наблюдений: на рынке появилось только 7 иностранных ритейлеров (результат 1-й половины 2019-го был 11 брендов). Динамику процесса можно увидеть на графике ниже. Среди же открытий можно назвать магазин товаров для дома датского ритейлера JYSK в ТЦ «Тройка», фитнес-клуб UFC Gyms в «Атриуме», а также первый монобрендовый магазин спортивной одежды и обуви The North Face, открывшийся в ТРЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге. Во второй половине 2020 года российский рынок ждет ряд крупных иностранных брендов, в том числе бренды H&M Group & Other Stories, который планирует открыть сразу две точки (в «Метрополисе» и «Vegas Крокус Сити»), и Weekday в «Авиапарке». Кроме того, известно о планах японского оператора развлекательных центров Round One по открытию в «Европейском», а также французского шоколадного бутика Patrick Roger по запуску в The Outlet.
Выход ритейлеров на рынок и их уход из России (данные JLL)
Остается добавить, что помимо уже открытых в этом году 142 тыс. кв. м в новых ТЦ в Москве во 2-м полугодии ожидается еще 187 тыс. кв. м качественных торговых площадей. Самым большим будущим проектом текущего года является ТРЦ «Щелковский» (60 тыс. кв. м), который пополнит немногочисленный список качественных объектов Восточного округа столицы. Есть и другие объекты и если не произойдет переносов сроков, ввод 2020-го в два раза превысит объем нового предложения торговых площадей 2019 года.