26 ИЮНЯ. ТРЕНД-ТУР "НАШЕ МОРЕ". Самая продаваемая модель этого сезона
Close
#Бизнес #тренды

НАСТОЯЩИЙ ТРИЛЛЕР

Итоги года и перспективы ресторанного бизнеса Санкт-Петербурга
Фото архив ресторана «Блок» и портала Restoclub.ru
Согласно статистике, в конце 2015 года выручка петербургских ресторанов составляла 96,7% от показателей предыдущего года. Однако сухие цифры вовсе не передают атмосферу, которая царила на рынке. Это была не просто драма, а скорее настоящий триллер со всеми сопутствующими этому жанру нервными подробностями. Но все-таки есть надежда, что финал этого «фильма»
не будет безнадежным. Подробности о том, как Петербург ресторанный прожил 2015-й, специально для «Р.» сформулировал исполнительный редактор газеты
«Деловой Петербург» Дмитрий Грозный.
Главные события ресторанного рынка Петербурга – впрочем, как и по всей стране, – в прошлом году были связаны с частицей «не». Потому что НЕ случилось то, чего почти обреченно ждало большинство участников рынка. Слишком огромны были апокалипсические ожидания. Если разобраться, по-другому и быть не могло. Несчастья сыпались на головы рестораторов одно за другим. И чем дальше, тем хуже становились новости. Сначала, когда запретили ввоз мяса из Австралии, взвыли владельцы стейк-хаусов. Чуть погодя, когда был введен бессрочный мораторий на курение, в великое беспокойство пришли владельцы баров, клубов и прочих заведений, гости которых, как казалось, не могут отказаться от никотина. Еще через пару месяцев, когда правительство РФ ввело эмбарго на ввоз большей части продуктов из стран ЕС, США, Канады и пр., настроение абсолютного большинства рестораторов лучше всего описывалось выражением «туши свет – сливай воду». Наконец, одновременно за резким ростом цен на оставшееся продовольствие начал падение в бездну рубль.
В итоге доходы среднестатистического посетителя ресторана к началу 2015 года упали ровно вдвое. Немудрено, что после этого «сезона чудес» участники рынка ничего, кроме катастрофы, не ожидали. Одни эксперты считали, что неизбежно закроются 15–20% ресторанов, самые же горячие головы предрекали, что прекратят работу до 40% петербургских заведений общепита. Многие рестораторы заявляли о том, что замораживают развитие до прояснения обстановки: ведь цены на оборудование, необходимое для открытия заведения общепита, выросли вместе с курсом валют, а потребительский спрос в условиях нарастающего кризиса спрогнозировать было практически невозможно.
Большие гонки
Тем удивительнее, что лидер рынка – холдинг Ginza Project – не только не сбавил темпов, а именно в 2015 году установил абсолютный рекорд по числу открытий. За 12 месяцев Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев запустили более 10 больших проектов. Минимум три из них достойны того, чтобы выделить их особо. В поселке Репино на берегу Финского залива Ginza Project открыла даже не ресторан, а огромный комплекс под названием «Наша дача». Центром его является загородный дом, который 100 лет назад принадлежал Анне Вырубовой. Впрочем, интерьеры здесь выполнены так, будто фрейлина императрицы Александры Федоровны и сейчас является хозяйкой усадьбы. При этом основная часть столиков расположена на многочисленных верандах и террасах, а есть еще мангал, пруд, пляж, оранжерея, мини-зоопарк и т.д. Совершать кулинарные открытия «Наша дача» явно не стремилась. Меню сделано так, чтобы любой отдыхающий нашел что-то для себя: роллы, люля-кебабы, караси в сметане – здесь есть все. Несмотря на то что многие эксперты который год твердят, что гастротолерантность обречена, аншлаги в «Нашей даче» говорят об обратном.
Столь же, а может, и еще более масштабным, вышел другой проект Ginza Project – Food Park. Хотя заведение находится на четвертом этаже развлекательного комплекса неподалеку от Петропавловской крепости, это именно что парк (или в крайнем случае рынок), на территории которого есть и прилавок с овощами и фруктами (за которым можно самостоятельно сконструировать салат), и киоск с грилем, и фургончик (абсолютно настоящий) с мороженым и молочными коктейлями, и четыре террасы (на одной из них трапезу можно совмещать с лицезрением шпиля Петропавловки), и даже забор с надписью «любовь». А главное, Food Park рассчитан сразу на 500 мест, что по нынешним временам граничит почти с наглостью! Более того, создатели ресторана осмелились отдать примерно половину меню под тайскую и редкую в Петербурге индийскую кухню. И правильно сделали: салат с острой говядиной, суп с карри и курицей, индийские острые лепешки – это именно то, ради чего стоит приходить в Food Park. К недостаткам заведения стоит причислить неудобную технологию заказа: прогуливаясь по парку, совершить спонтанную покупку невозможно, нужно обязательно сесть за столик и подозвать официанта.
Одно из самых последних и самых веселых открытий от Ginza Project – авторский ресторан бренд-шефа Александра Бельковича «Белка». Бельковича постоянно именуют «нашим Джейми Оливером», и действительно Александр мало в чем уступает британцу: ведет телешоу, выпускает гастрономические книги, ведет мастер-классы, мелькает на страницах глянцевых журналов, играет диджей-сеты и при этом успевает шефствовать в десятке ресторанов, а теперь запустил и свой авторский проект. Целевая аудитория «Белки» – девушки от 16 и старше. В специальных боксах, установленных у всех на виду, здесь проращивают зерна (в «Белке» можно заказать шот из пророщенной пшеницы), также напоказ выставлены фермерский творог и ряженка, в заведении есть даже тренажер, но скорее шутки ради. Меню пестрое, как часто у Ginza Project, но здесь есть важный момент – это блюда, которые любит именно Белькович: сингапурский чили-краб, осьминог на углях, тайская панна котта и капкейки, капкейки, капкейки. Белькович рассказывает, что объездил в Америке бесчисленное множество кондитерских в поисках лучшего рецепта. Теперь в предложении «Белькович любит капкейки, а девушки любят Бельковича» слова можно переставлять произвольным образом: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
Сменщик Дюкасса
Важнейшим неколичественным, но качественным итогом 2015 года можно назвать анонсированный переезд ресторана «КоКоКо» Матильды и Сергея Шнуровых из полуподвала рядом с Большим театром кукол на Исаакиевскую площадь в люксовый отель W St. Petersburg. «КоКоКо» будет кормить гостей там, где еще недавно работал ресторан miX самого Алана Дюкасса. Маэстро Дюкасса можно назвать пионером импортозамещения: он чуть ли не первым (в Питере как минимум) начал пропагандировать использование локальных продуктов. В меню miX было обязательно указано «Фермерский цыпленок из Ленинградской области в собственном соку», в то время как местное происхождение цыплят еще было принято тщательно скрывать. Теперь место Алана Дюкасса займет повар Игорь Гришечкин, для которого использование местных продуктов не просто способ сэкономить, а краеугольный камень философии. Гришечкин, приехавший в Петербург после работы в столичном Ragout, в течение трех лет доказывал, что «фермерские продукты» и «новая русская кухня» не обычные модные словечки, сказанные для привлечения внимания. Источником вдохновения Гришечкина является не «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец или «Книга о вкусной и здоровой пище», а скорее воспоминания о счастливом детстве. Только так на свет могли появиться, к примеру, закуска с балтийской килькой – из растрескавшегося асфальта-меренги, из которой к свету тянется зеленый росток огурца, трубочки со вкусом бородинского хлеба с муссом из шпрот или грибное консоме, которое пахнет как осенний лес после дождя.
Гастрогод
За год в Петербурге было много всего. Например, Александр Раппопорт открыл здесь свой первый ресторан «Блок», который правильнее всего именовать храмом мяса, а, скажем, группа Tre Bicchieri прогремела проектом «Морошка для Пушкина». Нордический ресторан, рассчитанный на винных и гастрономических снобов, мгновенно стал властителем умов – не меньше, чем прошлогодний проект Артема Цхакая и Алексея Басова Big Wine Freaks.
Но в целом 2015 год был годом гастропабов и крафтового пива. Зачастую и то и другое совмещалось в стенах одного ресторана. Больше всего заведений подобного профиля построил холдинг ReCa (Craft Brew Cafe, Manneken Pis, Punk Brew), рецепт успеха которого был прост: джанкфуд + недорогое пиво.
Но настоящей ролевой моделью для многих рестораторов и шефов, мечтающих о своем заведении, стал успех повара Дмитрия Блинова, который в начале прошлого года вместе со своим соратником по кухне Ренатом Маликовым открыл маленький Duo gastrobar. 4 млн руб. инвестиций окупились за 5,5 месяцев. В течение двух лет заведение на 20 с небольшим мест, в котором один из поваров трудится прямо в зале, забито с утра до ночи. Причина успеха – симбиоз гастрономичности и демократичности: горячие блюда в Duo до сих пор продают не дороже 490 руб. Гуманное соотношение цены и качества привлекает абсолютно всех: зачастую, по словам Дмитрия Блинова, у дверей заведения паркуются машины, которые дороже, чем ресторан. В итоге Duo gastrobar в этом году стал не только рестораном № 1 по версии обеих существующих в городе ресторанных премий (Where to eat и «Что где есть в Петербурге»), но и примером для подражания. По образцу и подобию Duo в городе было построено как минимум несколько новых ресторанов. Сам же Блинов в январе 2016 года планирует открыть новый и брутальный Tartarbar, в меню которого будет около 20 блюд из сырого мяса и рыбы.