В гастропабах, таких как у нас, изначально работа оптимизирована. У нас необходимое нам количество персонала, ни больше, ни меньше, нет позиций, без которых можно было бы обойтись. Зайдите в премиальный ресторан: там шесть хостес на входе, директор по этому, заместитель директора по тому, отделы, подотделы… Словно это дочка «Газпрома», а не ресторан. Вот им есть, что оптимизировать, кстати, многие уже начали. Единственное, что мы можем сделать в самом крайнем случае, это уволить персонал, засучить рукава и начать бегать по залу.
Мы ведем работу с поставщиками. Если раньше поставщик давал нам хорошее качество по приемлемой цене, и мы брали, то сейчас стараемся найти еще дешевле. Сталкиваем поставщиков лбами, открыто говорим, что вот там нам предлагают дешевле, устраиваем мини-тендеры.
На самом деле поставщики сами знают все цены на рынке, так что мы их не обманываем. Еще один пример оптимизации – накладные расходы, например, на посуду, салфетки… В Haggis pub&kitchen мы закупили «советские» граненые стаканы. Они недорого стоят и хорошо смотрятся в рамках нашей концепции. Раньше у нас была более дорогая посуда. Раньше многие рестораторы выбирали приборы покрасивее, посуду поинтереснее… Скоро все встретимся в очереди в IKEA. Или будем по селам и весям по бабушкам собирать винтажную посуду. Или вспомним про алюминиевую посуду! Кстати, во всем мире она в тренде. Итальянская стоит очень дорого, но можно найти дешевые российские варианты.