Конечно, совершенно непонятно, что в таком интерьере можно попробовать. Яркой иллюстрацией может служить, например, эволюция бургерных. Первые бургеры в столице готовили в дайнерах, сейчас о том, что ждет гостей, сообщает лишь скромная неоновая вывеска в окне. Внутри – белый кафель, деревянные общие столы, кирпичные стены и «лампы Ильича». Та же мебель, которая стала доступна демократичным заведениям после того, как на рынок вышли китайские компании со своей недорогой продукцией. В таких интерьерах существуют и кондитерские, и кофейни, и фастфуд, и дорогие рестораны. В этом радость и беда времени, в которое мы живем. Практически любые фантазии можно удовлетворить за не очень большие деньги, но в результате все меньше хочется, собственно, фантазировать.
Но дизайнеры рекомендуют персонифицировать рестораны с помощью мобильных деталей, которые можно легко убрать или поменять. Возможно, даже с ностальгическим российским настроением (дань вынужденной моде на использование российских продуктов). Мобильность и способность интерьера трансформироваться согласно рыночным веяниям – одна из ключевых характеристик интерьеров, которые верно и, главное, долго будут служить своим владельцам. Поэтому дизайнеры отталкиваются от неких реперных точек, создавая из них своеобразный дизайн-скелет. По мнению экспертов, сейчас такими образующими элементами являются кирпичные стены, металлические каркасы, светлые тона, открытые кухни.
«Главный тренд в ресторанном дизайне – упрощение, – рассказывает дизайнер Альбина Назимова (Cook'kareku, Cantinetta Antinori). – В массовом сознании упрощение крепко связано с удешевлением. Уходят дорогие ткани, сложные отделки. Отчасти поэтому так прекрасно пошли интерьеры Наташи Белоноговой («Уголек», Lesartists – прим. ред.). Они выглядят так, будто в них вообще нет ремонта. Хотя на деле создать такой интерьер сложнее и гораздо дороже. В целом, можно сказать, что мы, наконец, уходим от азиатских «богатых» интерьеров к лаконичным европейским». Впрочем, наши эксперты констатируют, что, например, скандинавский дизайн остается в тренде скорее на словах, чем на деле. «Мы удивлены, что скандинавский дизайн пока не очень популярен в Москве, – говорят сестры Сундуковы. – Это очень лаконичные, спокойные и уютные интерьеры, хотя и скуповатые на цвета и формы. Наши заказчики хотят чего-то более яркого и теплого, апеллируя к тому, что у нас и так серо. Хотя скандинавов погода тоже не балует. Но там нет серости в домах, в природе, глаз радуется красивым чистым краскам». Для скандинавских интерьеров характерно использование светлого дерева холодных оттенков (лиственницы, сосны), камней, мха и прочих природных материалов, идеальные линии и пропорции. «Люди пытаются сэкономить и делают интерьеры в как бы скандинавском стиле, подразумевая под ним чистые и светлые пространства, – говорит Альбина Назимова. – Иногда прохожу мимо ресторана, смотрю в окно и понимаю, что люди имели в виду именно это. Что получилось – другое дело. Нас почему-то раздражают простые и четкие пропорции, монохромные цвета, мы все время хотим подуютиться. А это для скандинавского дизайна пагубно».
Кроме того, дизайнеры считают пагубным для дизайна, и для ресторанного дизайна особенно, излишнюю серьезность и пафос. Чувство юмора же, умение смеяться над собой выручает в любых ситуациях. Так, ироничны интерьеры последних ресторанов Александра Раппопорта: Cook'kareku, Dr.Живаго и «Паб Ло Пикассо», сложно не улыбнуться в «Одессе Маме» или в «15 сестрах». Впрочем, дизайнеры не обольщаются, мода, как и все в природе, подчиняется цикличным законам. Помпезность, дороговизна и роскошь еще обязательно вернутся. В каком виде? Посмотрим лет через десять. А может и раньше.