Ресторанный бизнес начал развиваться одним из первых, на руинах Страны советов. Многие помнят, а кто нет, можно посмотреть в интернете, очереди, которые люди стояли по 4-5 часов, чтобы зайти в Макдоналдс, первый «ресторан» новой страны. Это – яркая иллюстрация абсолютно пустого рынка. И все наши самые известные владельцы рестораторы сегодня – оттуда, из совершенно пустого, поэтому растущего рынка. И почти все они из поколения Х – с присущими ему характеристиками: непостоянны, циничны, индивидуальны. Растущий же рынок определил понятные и жесткие правила: быстрое масштабирование, единоличное управление, жесткие регламенты и правила, мотивация кнута и пряника. Ну а если добавить в описание то, что в ресторанный бизнес в основной своей массе тогда шли люди из самых бедных слоев (по разным причинам, потому что брали всех без опыта и квалификации, потому что работа тяжелая, но в тепле и при еде, потому что ресторанный бизнес быстро развивался и пройти путь из официанта до директора без начального опыта и образования можно было за 3-4 года), то получится совершенно верная картина, царившая долгие годы в подавляющем большинстве ресторанных компаний. Основатели – талантливые, жесткие и циничные одиночки, а где внизу – их холопы. И чего только не было на том, растущем как дрожжах, ресторанном рынке: "на 1-2 рассчитаться, каждый второй уволен"; бросание стульев в директоров на общих собраниях; чтение настольных книг: «как управлять рабами»; сломанные носы за плохие показатели; публичные унижения за то, что не так посмотрел: «глаза должны смотреть в пол, когда передо мной стоишь» – список не полный, это самое яркое и запоминающееся. И если вы думаете, что все это один псих, ошибаетесь, все это описание разных и очень успешных владельцев ресторанных сетей. Такая корпоративная культура длилась годами и казалось, что меняются вывески и детали этой пьесы, но суть ее: крепостничество и холопство – неизменны.