Вспоминая себя – великих
Отдавая дань отцам-основателям, в Сан-Себастьяне отдельно чествовали Рафаэля Гарсия Сантоса, который и придумал когда-то конгресс La Mejor de la Gastronomia, превратившийся со временем в Gastronomika, и самую яркую звезду авангардной испанской кухни Феррана Адриа. Адриа, со свойственной ему прямотой, сообщил публике, что если кому-то меньше 50 лет, то он не может считаться частью испанской гастрономической революции. Главный вкладом своего поколения в мировую кухню он считает длинные дегустационные меню, на которые фуди беспрестанно жалуются, — и Ферран об этом разумеется знает. Но тем не менее по-прежнему уверен, что дегустационные меню — вершина творчества, которая требует от шефа выложиться полностью: гораздо проще сделать 5 отдельных отличных блюд, чем 20 или 30, да еще и объединенных общей идеей. Многочасовые сеты наблюдатели хоронят не первый год, но Адриа уверен, что они останутся. Правда по его мнению количество ресторанов с сетами все-таки уменьшится: конкуренция растет, ресурсы шефов не бесконечны, и многие будут отказываться от сетов, чтобы сэкономить силы и креативность на убедительный a la carte.
Некоторые шеф-повара в Сан-Себастьяне тоже поддались настроению «подведения итогов», особенно те, кто отмечает в этом году какие-то важные даты: Mugaritz Андони Луиса Адуриса — ровесник баскского конгресса, а Noma Рене Редзепи только что отметил 20-летний юбилей (поэтому прямо на сцене Адурис дарил Редзепи именинный торт).
Концепции «гастроботаника» Родриго де ла Калье тоже исполнилось 25 лет, и его доклад был во многом итоговым, причем итоги не так уж хороши. С одной стороны, де ла Калье изобрел множество методов готовки овощей и трав, от овощного демигласа до засолки всего на свете и готовки на ароматизированном пряными травами пару, и эти методы медленно, но верно распространяются по кухням мира. С другой — все это никак не влияет на испанскую публику: де ла Калье признался, что 80% его клиентов — иностранные туристы, а испанцы, особенно молодежь, овощами не слишком интересуются.
Все наоборот
Альберт Адриа никаких юбилеев не отмечал, но доклад в Сан-Себастьяне сделал скорее тоже философский, хотя пару блюд из меню Enigma показал. Его пламенная речь была посвящена тому, что планировать, конечно, хорошо, но не всегда получается. И в целом совершенно не обязательно быть упертым в одну идею — если что-то не сработало, лучше переключиться. Перед открытием Enigma Альберт написал список из 5 пунктов, которые он планировал в новом ресторане реализовать (работать только в обед, не готовить дегустационное меню, опираться на фингер-фуд, готовить для барселонцев, создать «высокую кухню квартала», то есть той части города, где находится ресторан). На представленном слайде все пункты были перечеркнуты – не сработал ни один. И Альберт к этому относится спокойно, подстраиваясь под обстоятельства.
Вдобавок Альберт Адриа, которого его брат Ферран называет «лучшим поваром, которого я встречал» (даже с поправкой на братскую любовь это очень сильный комплимент), один из немногих в современном мире шефов, который сознательно отказывается чрезмерно концептуализировать все, что он делает. «Я не хочу рассказывать историю и не хочу создавать философию, и пока я снова наслаждаюсь готовкой. Мы должны достичь эмоций через сущность вкуса». У него нет никакой креативной системы, а свой творческий процесс он описывает как облако, которое «изменяет свою форму, передвигается, присоединяется к другим облакам или исчезает после шторма». А тремя главными условиями для успешного творчества он называет «деньги, деньги и деньги»: «они дают вам ресурс, пространство и возможность творить».
Но тренды Альберт Адриа, конечно, чувствует отлично: тема изменений во всем, от устройства меню до подхода к коммуникации с сотрудниками и клиентами – действительно одна из самых актуальных в настоящий момент.