#БИЗНЕС #ЦИФРЫ

Окончательный диагноз

Фастфуд наращивает долю, рынок в денежном выражении осторожно растет, а трафик делает молодежь. Исследовательское агентство NPD Group посчитало все и подвело свои итоги года.
Фото архив ресторана Burger&Pizzetta
Инфографика The NPD Group

Начиная со второго квартала 2017 года рынок фудсервиса начал расти и по результатам 11-ти месяцев 2017 года прибавил 2 % в деньгах к аналогичному периоду 2016 года, - таковы данные исследовательского агентства NPD Group. Таким образом, аналитики подтверждают: впервые после начала кризиса 2014 года в индустрии питания вне дома наблюдается положительная динамика.
Причем аналитики агентства связывают оживление рынка с активным потреблением услуг индустрии посетителей в возрасте от 18 до 35 лет. Эту возрастную группу исследователи именуют общим понятием «молодежь», согласно наблюдениям NPD, именно представители молодежи стали чаще ходить в рестораны и обеспечили практически половину трафика в 2017-м. За 11 месяцев 2017 года доля таких гостей в общем трафике составила 48 %, что на 2 % выше показателя 2016 года. «В России выросло целое поколение, которое не противопоставляет рестораны домашней готовке, - комментирует руководитель NPD Group в России Мария Ванифатова. – По дороге с работы или учебы молодые люди заходят в демократичный ресторан, чтобы не готовить дома, едят прямо в заведении или заказывают на вынос. Для них ужин в демократичном заведении также привычен как покупка продуктов в супермаркете».
Темпы изменения трафика по возрастным группам
Кроме того, аналитики отмечают, что в 2017-м снова поменялась мотивация похода в рестораны. За последние пять лет, по наблюдениям NPD, мотивация поменялась трижды. Если в 2013-2014 годах люди воспринимали рестораны как возможность выйти в свет и попробовать еду, которую не приготовить дома, то в 2016 году, когда доходы населения существенно сократились, многие отказались от поездок за границу, рестораны стали воспринимать как место развлечения, смены обстановки и отдыха. А в 2017-м исследования зафиксировали еще один мотивационный сдвиг – еда вне дома окончательно стала частью образа жизни, люди заходят просто поесть и пообщаться, вместо того, чтобы готовить дома.
Однако, как отмечают аналитики, потребители стали относиться к заказу еды в заведениях прагматически. Вкусная и качественная еда потеснила значимость атмосферы и прочих внешних атрибутов при выборе заведения, а цена по-прежнему – важный фактор. По данным исследований NPD, потребители в прошлом году чаще обращали внимания на цены и наличие спец-предложений. «Если еще в 2014 году на цену и спецпредложения обращали внимание 16% покупателей, то в 2017-м их количество выросло до 18%, - комментирует Мария Ванифатова. – Реальные располагаемые доходы населения не выросли и люди продолжали взвешенно подходить к своим тратам на питание вне дома».
Не удивительно, что лучше всех в 20017 году себя чувствовали бюджетные демократичные заведения. По данным NPD за 11 месяцев 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, доля фастфуда на рынке выросла на рекордные 10 % за счет открытия новых точек по всей стране, а доступные пекарни и кофейни прибавили 4 %. Средний чек на одного человека, из-за продолжающегося роста дешевых концепций, за год практически не изменился и составил 266 рублей.
Tемпы изменения трафика по каналам
Справка о компании The NPD Group
Исследовательская и консалтинговая американская компания The NPD Group работает более чем в 20 странах мира, в том числе и в России. Основана компания в 1971 году и исследует рынки информационных технологий, товаров для детей, спортивной одежды и обуви, косметики, автомобилей, розницы и т. д. В России с 2012 года компания проводит регулярные исследования индустрии питания вне дома, в том числе для компаний, занимающих верхние строчки в мировом рейтинге лидеров. Для исследования ресторанной индустрии NPD разработала специальную методику Crest, благодаря которой выявляются даже незначительные изменения в отрасли. В общих чертах методика основана на регулярном заполнении посетителями заведений общепита онлайн-дневников, содержащих определенный набор вопросов. В России дневники заполняются посетителями ресторанов в крупнейших городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону, Самаре, Москве и Московской области.