На мой взгляд, яркая тенденция 2015 года – выход на рынок ранее не раскрученных национальных кухонь: греческой, индийской, турецкой, перуанской, мексиканской, ливанской и пр. Часть из них и ранее присутствовала в Москве, но в качестве аборигенных кухонь, формировавших спрос для закрытых этнических сообществ. В этом году мы начали переводить аутентику в московское русло: например, создавать оригинальные интерьеры, но с российским touch, делать кухню более адаптированной к европейскому вкусу, потому что национальные кухни в оригинальном исполнении у нас не будут востребованы в силу специфического устройства рецепторов. Рестораторы обратились к этой теме в связи с уходом в сетевой тираж и с пика популярности «Италии», «Грузии», «Востока» в сборной среднеазиатской солянке.
Хипстерство тоже не удовлетворило спрос, хотя, казалось бы, за год-два молодые рестораторы открыли множество концепций, от бургерных до хумусных, вывели новые продукты и новые блюда (например, фалафель) в ранг топовых и модных. Но после всплеска это движение тоже ушло в небытие. Люди хотят чего-то нового, качественного, укладывающегося в некую концепцию. Потребители не готовы есть бесконцептуальную кухню. Если раньше концепцию создавали интерьер и сервис, то сейчас главным вектором стала кухня, как это происходит во всем мире. Наконец подобное понимание сути ресторанного бизнеса пришло и в Россию. Вместе с тем популярностью пользуются рестораны, ассоциирующиеся с именем владельца или шеф-повара. В топовые рейтинги практически не попадают, скажем так, рестораны no name. Люди хотят связывать еду с определенной личностью или идеей, которым они доверяют.
Из-за экономической ситуации в стране рестораны с высоким среднем чеком оказались в сложной ситуации. Им трудно выжить, когда отпускные цены на продукты растут, арендные ставки, привязанные к валюте, колеблются. В итоге многие вынуждены переформатировать свои заведения в демократичный формат. С другой стороны, есть общественный тренд: в моде блюда с минимальной тепловой обработкой, где каждый ингредиент можно идентифицировать. Люди хотят получать продукт в том виде, в каком он родился на земле, с минимальным вмешательством шефа. Все устали от ненастоящего, причем в духовном смысле, общечеловеческом. Люди тянутся к истокам, и это выражается в трендах на одежду из натуральных тканей, естественный макияж, еду из локальных продуктов и т.д. Тренд наложился на экономические условия, в итоге мы получили всплеск интереса к простым, демократичным и качественным форматам.
Действия «Ресторанного синдиката» укладывались в рыночные тренды: мы переформатировали несколько наших заведений и открыли демократичные рестораны с национальными кухнями, например «Турецкий гамбит», «Ехал грека через реку», открыли новый ресторан индийской кухни «Жизнь Пи». Провели ребрендинг проекта «Чентрале», добавили кулинарию, расширили ассортимент. Открыли ресторан B.I.G.G.I.E. в гостинице «Radisson Royal Украина». Идея – ресторан с блюдами из локальных продуктов в исполнении молодого ростовского шефа. Внесли изменения и в концепцию ресторана «Павильон», решение было связано с желанием приблизить кухню и интерьер к современным трендам. Плюс локация Патриарших прудов стала настоящим гастрономическим гетто, как, например, Сохо в Нью-Йорке. Тут процветает все новое, передовое, прогрессивное, экспериментальное, что привлекает людей.