РШ: Кого на рынке вы можете назвать своим примером?
Михаил: Подход к управлению мне нравится в Hurma, я отучился у них в школе и мне близки те базовые вещи, которые там артикулируются: передача части полномочий на более низкий уровень, уважение сотрудников, идея о том, что люди это наши основные партнеры, а непросто ресурс, вот это все мне близко. «Кофемания», конечно, компания, с которой надо брать пример, и в работе с персоналом, и в концепции. С точки зрения обучения – они вообще самые крутые.
РШ: А вы можете как-то сформулировать свое отличие от старых ресторанных компаний?
Михаил: Думаю, это аудитория. Все ориентируются на свою аудиторию, то есть на себя. Как бы не работали маркетологи. Мы ориентируемся на наше поколение и возраст. То есть – это сегмент, который не готов платить много за повседневную еду, но готов к чему-то новому и может платить чуть больше, чем совсем в эконом-сегменте. На самом деле, все ориентируются свой круг, и мы тоже. Но это не значит, что мы не смотрим по сторонам, больше того – всему на свете надо учиться. И быстрее и эффективней делать это с привлечением каких-то специалистов. Можно поехать учиться в бизнес-школу или школу гостеприимства, а можно составить свой план, и за счет разных программ и семинаров, расти. В общем и целом ресторан работает по тем же законам, что и любая другая экономика. Принципы – общие, специфические методы и инструменты изучаются и прикручиваются, исходя из задачи, которую ты решаешь.
РШ: Стоило идти именно в этот бизнес?
Михаил и Денис: Это того стоило точно!
Михаил: Да, это сейчас единственная и основная наша деятельность. И это дико интересно. Одновременно и производство, и сфера услуг, еще интереснее – управление продуктом, управление финансами – у этого бизнеса много разных граней, ты постоянно в чем-то новом находишь нечто новое.
Елена: У меня более творческий подход. Мне нравится воодушевлять и привносить что-то новое – еще очень много чего не хватает в России.
РШ: Кстати, а чего не хватает?
Елена: Японского все еще не хватает. Скажем, тот же продукт – матча, думаю, через пару лет матча-бары у нас будут как «кофе с собой», пока это история не самая очевидная. У меня тоже есть идея, не такая, как у ребят, скорее анти-зож, но тоже вокруг матча, а также сладкой выпечки, десертов и японского хлеба (это абсолютно неизвестный у нас продукт). Если я найду возможности сделать такой проект, это не будет конкуренция между нами, наоборот – я считаю это своеобразным кросс-промо продукта.
Денис: А мне кажется, в Москве не хватает настоящего файн-дайнинга, чтобы как Per Se…
Михаил: Согласен, но у меня есть теория, что в Москве это не очень надо, а та аудитория, которой нужен тяжелый файн-дайнинг посещает его в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и т.д. Скорее уж в Москве не хватает массовой еды из хороших продуктов, хороших сэндвичей и так далее.
Елена: И вкусных вещей в формате тейк-эвей.
РШ: Вы пытаетесь просчитать концепцию или оставляете место для случайности?
Михаил: Если бы это был наш 10-й проект, мы бы могли описать метод, которым мы пользуемся. Не факт, что мы так именно делали, когда открывали J'PAN, но сейчас нам кажется правильной подобная схема: сначала появился некий образ, потом на его основе мы считаем потенциальный оборот. У нас есть такой-то продукт, он потенциально продается в такие-то часы, значит мы можем посчитать примерную посадку утром в обед и вечером, и посчитать гипотетический оборот. Составляем примерные расходы и смету. Если на этом этапе все плохо, дальше смысла нет идти. Ясно, что надо быть готовым к тому, что получится в итоге хуже ожидания. В данном случае – получилось лучше.
РШ: Сколько будет мест у вас к концу года – пять?
Денис: Больше, три есть уже сейчас, плюс рамен и матча-бар, плюс два филиала рамена – один в «Вокруг света» на Никольской и другой на Ленинском, там будет второй Усачевский рынок. На осень планируем еще один проект, пока не можем сказать какой, кроме того, что вероятно это тоже будет японская тема.
РШ: Вы используете деньги инвесторов?
Денис: Нет, у нас нет внешних инвестиций. Пока живем на свои.
РШ: Принципиально?
Михаил: Пока да. Нет, у нас есть какие-то разговоры с потенциальными инвесторами про потенциально большой проект. Но мы пока не считаем себя готовыми к большим проектам и большим инвестициям.
Елена: А я вот ищу инвестора, кстати!