Товар из группы А не только высокозатратный (на него приходится основная часть затрат на закупки), но и, как правило, высоко оборачиваемый. Однако важно, чтобы товарные запасы по группе А были оптимальными. Если запасов нет, товар может закончиться, мы не продадим его и не заработаем. Но и другая крайность, – товара слишком много, а это значит, что мы положили деньги на склад, но деньги сегодня всегда дороже, чем деньги завтра.
Поэтому я рекомендую всем ресторанам проводить анализ оборачиваемости запасов, это особенно важно сейчас, в кризис, когда у многих компаний возникли проблемы с кассовым разрывом (недостатком средств для погашения обязательств). Как правило, именно в больших складских запасах этот разрыв и образуется, так что мы должны понимать каков период оборачиваемости наших запасов. Есть универсальный показатель эффективности планирования закупок на этом направлении – коэффициент оборачиваемости запасов (он давно применяется в экономике, но в ресторанном бизнесе это делается редко, и напрасно). КОЗ – это один из показателей операционной эффективности компании вообще, а шеф-повара в частности (по запасам кухни). Чем выше этот коэффициент, тем выше финансовая устойчивость ресторана. И считать КОЗ нужно ежемесячно.
В моей практике было всего 3 компании, где КОЗ = 10, то есть товарных запасов в них всего на 3 дня работы. Это идеальная модель, возможная на короткой продуктовой матрице (все эти компании имели на 80% моно-ассортимент), для обычного ресторана идеальным КОЗ можно считать показатель 3,4-4,5.
Но дело в том, что обычная история на ресторанном рынке – это месячный запас продуктов! Отсюда, в том числе, и нехватка денег, когда ресторан должен платить по обязательствам (поставки, аренда, зарплата, налоги и прочие расходы), а деньги лежат в товаре, и лежат месяцами. Если вы, используя наш пример ниже, проведете свой аналогичный анализ по последней инвентаризации и получите коэффициент равный 1 или меньше (то есть запасов на 1-1,5 месяца), то нужно испугаться. Но зато осознать, что вот тут и нашелся ваш кассовый разрыв и деньги, которых не хватает для покрытия ваших обязательств. Затем надо составить план действий по сокращению запасов и увеличению оборачиваемости – и запасов, и денег (об этом наш следующий урок). А пока просто считаем на примере