РШ: Маша, как прошел твой карантин?
Мария Тюменева: Как у всех, – сначала набрала 5 кг, потом сбросила. На самом деле, с середины марта мы начали на себе ощущать все прелести происходящего в стране, буквально за неделю у нас объем работы сократился вдвое, и было ощущение будто все, что мы строили 6 лет, буквально за 6 дней улетает в бездну, и ты ничего с этим сделать не в состоянии. В последний рабочий день, перед тем, как все закрылось, мы с Андреем приехали в «Живаго», взяли водки, щучьей икры, голубцов, соленых груздей, блинчиков и – в 12 часов дня – глядя на Красную Площадь, абсолютно пустой центр города, отметили все это и отправились в свою деревню за самоизоляцию. Из офиса пришлось съехать, какую-то часть людей пришлось отпустить, кто-то ушел сам, сейчас возвращаем, какую-то часть проектов заморозили до лучших времен, однако половину контрактов удалось сохранить. А я, после всяких мучений, прокрастинации и припадков благоустройства пространства, как-то договорилась с собой о том, что эта «пауза» – полезное затишье, потому что скорость, с которой мы неслись до марта, под конец была уже чем-то ненормальным.
РШ: Как мы все помним, в марте избавляться от пиарщиков первым делом советовали некоторые медийные личности…
М.Т.: Это не совсем корректный совет, а для кого-то даже вредный. Да, есть такие рестораторы и шефы, которые сами себе пиарщики. Но их не большинство. И по закону любого кризиса, коммуникация – это одно из последних направлений работы, которым стоило бы жертвовать вообще.
Работа с репутацией, работа с лояльностью, отработка негатива, а его было немало во время карантина из самых разных источников, – никто ничего с этим не делал, а по факту надо было делать. У нас в «АМ» работы ничуть не стало меньше в эти три месяца – текучку никто не отменял, условно говоря, как обозреватели куличи собирали, так и продолжали собирать, плюс работа здесь и сейчас, – лояльность, доставка, карты, депозиты, гостевая база... И вот, рынок выходит из карантина – да сейчас просто драка за СМИ, но кто будет писать о ресторане, про который три месяца никто ничего не слышал? Может, он закрылся давно, может, в нем какие-то нехорошие процессы, да просто забыли про него все.
Конечно, ясно, когда у тебя нет денег на основной персонал, тратить их на пиарщиков – неочевидная идея. Но всегда можно найти выход, договориться, расстаться пристойным образом, в конце концов. Мир не рухнет, понятно, без пиарщика, но связь с гостями все равно надо поддерживать. Ведь куда сейчас гости идут – к тем, кто на слуху, кого помнят, кому доверяют, а с этим «доверяют» надо работать. С постоянными гостями тоже надо работать постоянно, – от того, что они постоянные, пуповиной к ресторану они не привязаны.