2014 год, готовим к открытию мой первый ресторан «Шатер», середина стройки, остается месяца 3 до открытия, ищем шефа, су-шефа и возможно команду. Московские партнёры говорят, что вроде бы есть какие-то кандидаты, их там посмотрели и они едут, и вот – приезжает целая семья. Старший – шеф-повар Азис, как сейчас помню, брат его су-шеф, и повара – в общей сложности человек 6. И вот мы общаемся с шефом, су-шефом и на словах вроде бы, как бы – да. И тут, и там они работали, и там, и тут участвовали, вроде бы складывается. Начинаем тестировать, делаем дегустации, – вроде вкусно. Начинаем какие-то проработки, намётки, меню, структура, состав, пробуем – вкусно, интересно, неплохо, что-то корректируем, то есть работа идёт, все вроде получается. Со временем вырисовывается какое-то меню. Тестируем на совсем близких людях, – как мне кажется, не совершенно, но на тот момент неплохо. Приближаемся к открытию, меню составили, себестоимости посчитали, цены утвердили, дизайн, печать, все готовые. Закупили продукты, приближается техническое открытие, первый день и – что называется – не удержались. Рассказали всем, набился полный ресторан и... И в этот момент мы понимаем, что провал, потому что вся эта семья поваров умеет готовить, но абсолютно не понимает и не знает ни единого процесса, происходящего на кухне. Абсолютно как и я на тот момент, не понимают логистику кухни, что такое время отдачи, что такое заготовки, – блюда отдают по 2-3 часа, про какие-то вообще забывают. Ну то есть провал полнейший, абсолютный.
В итоге мы выгнали всю эту команду, закрылись, искали новых и проходили этот путь уже с опытом. Конечно, в первую очередь это была моя большая ошибка. Все что мне было рассказано, я не проверил, а перед началом работы мы ничего не обкатали или не смоделировали.
Поэтому совет на самом деле очень простой. При найме шеф-повара, персонала кухни, топ-менеджеру следует поздороваться, задать тестовые кейсы, разглядеть человека, понять насколько у вас совпадают ценности, ведь шеф-повар – это половина ресторана. Дальше нужен правильный ассессмент, правильное моделирование разных ситуаций, понимание поведения именно этого человека в этих ситуациях. Причем, это касается не только персонала, а всего, что есть в ресторане. Начиная от планировочного решения, которое в идеале нужно смоделировать, построить из картона и оценить удобство, буквально, ногами. Заканчивая обкаткой меню, много раз, с моделированием запар, вплоть до пожарной тревоги и прочих ситуаций. Все эти вещи должны быть натренированы, – тяжело в учении, легко в бою.