Франчайзинговые компании являются такими же бизнес-единицами, как и любые другие предприятия на рынке, и подчиняются тем же правилам, что и рынок в целом. Это значит, что любые внешние (рыночные) и внутренние (управленческие) проблемы затрагивают франчайзинг точно таким же образом, как и всех остальных. Так, на Арбате закрылись точки сетей Wetzel Pretzel's, Cinnabon, по слухам, из-за проблем с арендой. «Воккеру» пришлось закрыть один ресторан собственной сети в центре Москвы. Стоимость аренды в этой точке после скачка курса доллара оказалась слишком высокой, а арендодатель – упорным и так и не пошел на уступки. А вот в Double B, напротив, выкупили одну из партнерских точек, после чего в течение первых двух недель выручки неприбыльной, по мнению предыдущего владельца, кофейни подскочили в два раза.
Кстати, о росте. По оценкам рестораторов, стоимость инвестиций в открытие предприятий общественного питания выросла в среднем в 1,5-2 раза. В «Рибамбель» отмечают, что только стоимость ремонтных работ поднялась в два раза. По оценке Анвара Пириева из Traveler's Coffee, цена открытия кафе для франчайзи поднялась примерно на 20-25 %. По оценке компании EMTG, сейчас инвестиции в открытие ресторана премиум-класса могут достигать и превышать отметку в 15 млн. руб. в один ресторан. Если же речь идет об оборудовании одной точки, предлагающей кофе и сэндвичах на вынос, то можно обойтись 3-4 млн. руб. В «Шоколаднице» отмечают значительный рост цен на продукты, особенно на Дальнем Востоке. В Double B говорят о двукратном росте стоимости кофе. «Малый бизнес, завязанный на российских продуктах и оборудовании, получает потенциальное преимущество, – говорит Геннадий Кочетков. – Однако даже в нашей ситуации, когда франчайзи работают в основном на российских продуктах, есть проблемы. Некоторые продукты производятся с использованием подорожавших зарубежных ингредиентов. Например, хлеб выпекается в России, но хлебопекарные добавки закупаются за рубежом. Растут цены и на российские продукты. Потому что их производителям выгоднее продавать продукцию на запад, где все в долларовом выражении стоит в два раза дороже, или же повышать цены на внутреннем рынке».
Специфика российского франчайзинга также заключается в том, что отечественные франчайзи – это, как правило, компании, а не частные лица. «В системе Subway в США и Канаде большую роль играют пенсионеры, – рассказывает Геннадий Кочетков. – В Штатах, когда человек выходит на пенсию, у него есть выбор: получать пенсию ежемесячно, или получить всю накопленную пенсию единовременно. Многие выбирают второй вариант, открывают на эти деньги свой бизнес и продолжают вести активную экономическую жизнь, но уже в другой сфере. Активность продлевает жизнь и позволяет людям существовать в среде, к которой они привыкли. У нас эти люди практически не задействованы в развитии малого бизнеса. Практически все наши франчайзи – это предприниматели из других отраслей, купившие франшизу, чтобы диверсифицировать свои бизнесы. Это риэлторы, юристы, транспортники, строители и другие малые предприниматели. Единицы сосредотачиваются исключительно на ресторанной деятельности».