РЕСТОРАТОРШЕФ

Цифра дня: 198 тыс. кв. м

Пандемия вернула показатель ввода торговых центров в России на уровень 2003 года, абсолютный минимум ввода качественных объектов также был зафиксирован в городах-миллионниках, - сообщает компания JLL

Согласно данным компании JLL, по итогам 2020 года в России за исключением двух крупнейших городов страны (Москва и Санкт-Петербург) и Московской области, введено 198 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, что является минимальным показателем фактически за всю современную историю развития рынка торговой недвижимости.
На рынке появилось семь новых качественных объектов, и только один из них – KazanMall (54 тыс. кв. м), открылся в городе-миллионнике. По сравнению с 2019 годом, в городах с численностью населения более миллиона человек ввод качественной торговой недвижимости в этом году сократился на 68%. Помимо торгового центра в Казани, открылись такие объекты, как МФК Green park (50 тыс. кв. м) в Нижневартовске, «Балтия Молл» (40 тыс. кв. м) в Калининграде, «Счастье» (19 тыс. кв. м) в Хабаровске, «Матрешка» (18 тыс. кв. м) в Тюмени и два небольших районных торговых центра в Пензе и Новороссийске.

Как отмечают аналитики JLL, ежегодное замедление прироста качественных торговых площадей – следствие не только пандемии. Постепенное снижение объема ввода качественных торговых центров началось еще в 2016 году, тогда на региональном рынке впервые с 2006 года появилось меньше 1 млн кв. м, а в 2017-2019 годах в российских регионах появлялось в среднем 500 тыс. кв. м в год. Это объясняется постепенным насыщением рынка предложением качественных площадей. 

«В 2021 году ожидается около 660 тыс. кв. м нового предложения, что включает в себя перенесенные с 2020 года проекты. Если все объекты появятся на рынке, ввод 2021 года более чем в три раза превысит показатель 2020 года. Тем не менее, в связи с неопределенностью ситуации с продолжительностью пандемии, девелоперы могут отложить запуск части проектов на более поздний срок. На 2022 год запланировано 335 тыс. кв. м качественных торговых площадей. Кроме того фокус на рынке торговой недвижимости сместился с бурного строительства больших моллов в сторону реконцепции существующих устаревших проектов в городах с высокой насыщенностью торговыми площадями и строительстве небольших окружных и районных торговых центров в городах, где спрос на них еще не удовлетворен», – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.
бизнес лента событий