РестораторШеф

Не просто цифра дня: 20%

Доставка и еда навынос стали ключевыми видами сервиса в России, достигнув в первом квартале текущего года 20% в сумме всех расходов на еду вне дома. Свои свежие данные исследовательское агентство NPD Group трактует как революционное изменение структуры рынка. 

Когда во время локдауна времяпрепровождение в кафе и ресторанах стало недоступным, рестораны начали активное проникновение на личные кухни гостей и так глубоко проникли, что в 1 квартале 2021 доставка выросла на 40% по сравнению с первым кварталом 2020-го. В 1 квартале 2021 уже 20% всех расходов в индустрии фудсервиса приходились на доставку, а в офисе или дома потреблялся каждый третий заказ, – говорят нам свежие данные исследовательского агентства NPD Group.

“Это серьезное изменение в структуре рынка фудсервиса, сопоставимое с революцией начала 2000-х гг, – полагает Марина Лапенкова, эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPDGroup. – Двадцать лет назад люди стали воспринимать кафе и ресторанчики как личное пространство, продолжение собственных гостиных, часами просиживали за столиками, занимаясь, работая или назначая встречи. В 2020 году рестораны вторглись к этим людям на кухни”.
Доставка стремительно развивалась и до пандемии, NPDGroup фиксировала ускорение роста каждый год: в 2018 на 11% к 2017, в 2019 – 23% по сравнению с 2018-м. Однако пандемия и связанные с ней ограничения придали мощное ускорение этому тренду, скорректировав причины, по которым люди начали отдавать предпочтение доставке. Потребители стали чаще обращаться к доставке при праздновании дней рождений, семейных застолий и общении с друзьями. Кроме того, в 1 квартале 2021 сразу на 5% выросла мотивация утоления голода – заказы доставки когда человеку нужно было поесть. 
«Как когда-то полуфабрикаты и кулинария в супермаркетах пришли на смену ингредиентам, так теперь готовая еда с ресторанных кухонь конкурирует с блюдами, которые люди готовят сами, – комментирует Марина Лапенкова. – Теперь люди заменяют домашние блюда ресторанной едой, поскольку устали за время пандемии от ежедневной готовки, которой, как известно, на карантине и изоляции стало больше».
Результат – доставка и еда навынос стали ключевыми видами сервиса. 
В целом рынок же фудсервиса в начале 2021 года не смог вернуться к доковидным показателям: расходы на еду вне дома за 1 квартал 2021 оказались на 8% ниже уровня 2020 года и на 7% ниже показателя 2019 года. 
Рынок восстанавливается постепенно, в каналах фастфуд и розница NPD Group фиксирует возврат трафика и потребительских расходов к допандемийным. Фастфуд в течение 2020 года лучше справлялся с кризисом благодаря развитым опциям takeaway, доставке, а также прилавкам для автомобилистов. Розничные операторы расширяли ассортимент готовых блюд и смогли увеличить продажи в 1 квартале 2021 г на 4%. Рестораны и кафе с полным обслуживанием, кофейни и пекарни, а также столовые в расходах на них посетителей пока еще сильно ниже докризисного уровня. А общие потери индустрии за 2020 год The NPD Group оценивает в 22% в расходах потребителей услуг фудсервиса.

Изменение потребительских расходов, 1 кв. 2021 по сравнению с 1 кв. 2020


Данные NPD Group 
лента событий бизнес weekly best