Сегодня практически все повара говорят о важности традиций и исторических рецептов, а также о том, что прежде чем что-то выдумывать стоит поискать свои корни. Причем необязательно нести их в массы в первозданном виде. Хорхе Вайехо, например, берет очень ходовые мексиканские рецепты и переделывает их, иногда довольно радикально. Мексиканский вариант севиче, который называется агуачиле (по смыслу то же самое, только подают с огурцами), он разбирает на части и превращает в рулетики из ломтиков цукини с севиче из креветок и соусом из цветков цуккини с перцем чили. Еще вольнее он трактует рыбную похлебку, которую в порту Веракрус готовят с помидорами и морепродуктами: готовый суп Хорхе пробивает в блендере и использует как основу для заварного крема. А потом весь этот рыбный «кастард» подает в виде закуски с икрой морского ежа, тонкими ломтиками редиски и ванильным маслом.
Гребешок в гранате с хреном, который Владимир Мухин подавал на одном из ужинов, примерно столь же глубоко укоренен, однако покрашен в радикально гранатово-свекольный цвет, за счет маринада, в составе которого, помимо свекольного сока и граната, еще есть водка и свежий натертый хрен. Итог – мировая закуска из слайсов гребешка, в компании с кубиками зеленых соленых томатов, смешанными со свежим огурцом, с соусом из сметаны с хреном, которую можно читать как карту большой страны, где есть традиции и радикального севера и субтропического юга.
Свое место на карте у Норберта Нидеркофлера, для которого исток и источник вдохновения – чистота продуктов местности, которую он изучает всю жизнь. И пересоздает природу региона Альто-Адидже на тарелке. Например, блюдом «Прогуливаясь вдоль реки зимой» – тартара из белой рыбы из холодной реки, снега из масла из виноградных косточек с хреном, речными водорослями из устричных листьев и камнями из картошки, медленно приготовленной с дикими травами и обвалянной в угле. Воду для желе в этом блюде тоже берут свою – из горного источника Доломитовых Альп. «Мы так готовим, потому что живем в горах», – лучше и не скажешь.