А мы, изучив музейную экспозицию художественного стекла ручного выдува, тоже созданного на ОСЗ (несколько разных школ мастеров, сотни техник и вариантов расцветок, десятки дипломов и патентованных ноу-хау), неизбежно возвращаемся к пресловутому стакану. Согласно официальной легенде, автором дизайна советского граненого стакана, якобы впервые выпущенного в Гусь-Хрустальном 11 сентября 1943 года, является скульптор Вера Мухина, причем в мифологии фигурирует почему-то еще и художник Казимир Малевич. Так или иначе, а 11 сентября вполне себе настоящий, а не анекдотичный день граненого стакана, разве что не выходной. 16 граней, объем 250 мл, сантиметровый гладкий ободок по верхнему краю — именно такая конструкция стакана явилась идеальной не столько для питья из него, сколько для мойки в посудомоечных машинах, появившихся примерно тогда же. Фирменный советский лейбл на дне — в виде трех треугольников — заводское клеймо Уршельского стекольного завода, который тоже расположен в Гусь-Хрустальном и где «мухинский» граненый стакан (впрочем, не только он) выпускался до 90-х годов прошлого века. Потом владельцы обоих предприятий перенесли производство на Опытный стекольный, который, в свою очередь, превратился из опытной базы НИИ стекла во вполне промышленную фабрику потребительского направления, где теперь отливается, то есть, конечно, варится, огромный ассортимент стеклянной посуды миллионными тиражами. С 2011-го заводом владеет французская группа ARC International, которая, произведя апгрейд производства, стала выпускать тут не только прессованное стекло (стаканы, кружки и т.д.), но и выдувное (говоря по-простому, бокалы на ножке) и закаленное. И — вы будете смеяться — самый большой тираж у классического граненого стакана и его ближайших собратьев.