В Боливии, как оказалось, есть много всего, и совершенно особенные продукты, и воздух, и Амазонка не такая, как у всех. Только острых перцев видов 60, а местные сорта картошки, кукурузы, амарант – я лично не могу выбрать любимый. Смысл как раз в их разнообразии, это непаханое поле. Одна традиция сбора лечебных трав чего стоит. Когда ты приходишь на рынок, то можешь выбрать себе сбор от любой болезни – что там внутри пучка «для печени» или «от живота» не поймешь, но можно попробовать, как специи. У себя ресторане и в школе мы работаем с тем, что есть именно здесь, и убеждаем всех вокруг использовать именно то, что у них перед носом. Это не из пафоса, мы ничего такого из себя не изображаем. Все проще гораздо. Вот, например, мясо аллигаторов. В принципе, это мясо может готовить у себя любой ресторан, но крокодил должен быть лицензионным, иначе он считается браконьерским, а за браконьерство и его поддержку – власти наказывают. В 1980-90-е браконьерство процветало пышным цветом – кожа крокодила пользуется большим спросом, и реакция на это была жесткой. С тех пор у людей стойкая ассоциация, что за крокодила в тюрьму можно угодить. А популяцию аллигаторов нужно регулировать, иначе они сами всех съедят, поэтому власти выдают специальные лицензии на отстрел. Мы связались с одним таким сообществом охотников, состоящим из 36 семей, для которых это традиционный промысел. Но ведь они продают только шкуру, а мясо выкидывают. И это в стране где есть люди, которые голодают. В конце концов, мы нашли легальный способ покупать у них мясо и использовать его. И пытаемся на другие места распространять практику. Это сложно, потому что люди продукта традиционно опасаются, а с другой стороны, власти не слишком стараются продвинуть его именно как продукт питания. Это обидно, и не только по отношению к мясу крокодила, знаете. В Боливии даже чтобы свое варенье варить, надо соблюсти кучу требований и приобрести уйму разрешений, как будто ты фабрику открываешь.