«Р.»: Тем не менее вы трансформируетесь вслед за модными веяниями. Например, начали участвовать в городских фестивалях.
М.Г.: Да, причем на значимых фестивалях у нас работает не рядовой персонал (женщины средних лет), а администраторы с опытом работы в «Теремке» от 1-2-х лет. Модные, красивые ребята. Наши точки на первый взгляд никто не отличит от каких-нибудь pop-up кафе.
«Р.»: Так все же – стиль или вкус?
М.Г.: Я за вкус. Но если стиль катастрофически отстает от моды, рано или поздно это скажется. В Америке стиль old-fashioned может быть плюсом, у нас соответствующее понятие «старомодный», «ретро» воспринимается не так положительно. Если мы со своими блюдами выходим на модные фестивали, наши пухленькие женщины сорока-пятидесяти лет будут смотреться странно среди молодых татуированных ребят с бородами.
«Р.»: Расскажите о своем американском проекте. Для начала, почему вы решили открыться в Нью-Йорке?
М.Г.: В Нью-Йорке уникальное сочетание туристического и делового потока. Похожий микс я видел только в некоторых немецких городах, но они гораздо меньше. В Нью-Йорке нет своей национальной кухни, они с интересом относятся ко всему, что им предлагают. Наверное, в Германии или Италии мы бы вошли в противоречие с национальной культурой. В Нью-Йорке никто не сможет сказать, что блины – это не «наше». Там все ничье и одновременно общее. Наконец, многим иностранцам нравится «Теремок», причем мы получаем хвалебные отзывы не только от туристов, но и от экспатов, менеджеров крупных компаний, о нас пишут в путеводителях. Это тоже навело на мысль, что наш проект за пределами России тоже может быть интересен.
«Р.»: Почему вы вообще решили выйти за пределы России?
М.Г.: Мы развиваемся в Краснодаре, Москве и Петербурге. Краснодар развивается медленно, мы понимаем, что и другие регионы начнут подтягиваться только через 3-5-10 лет. Я думаю, причины две. Цена, которая чуть выше психологического среднего барьера, и пренебрежение к российскому продукту, которое к сожалению и часто заслуженно, пока есть. С другой стороны, если наш проект будет успешен в Нью-Йорке, это станет для гостей индикатором. Если мы откроемся в Саратове и скажем, что к нам стоит очередь на Манхэттене, то люди пойдут с большим интересом, чем на очередной московский проект, пусть и очень качественный. Проект из Нью-Йорка – это вам не «москвичи понаехали, понавезли».
«Р.»: Каким вам показался ресторанный рынок Нью-Йорка?
М.Г.: Довольно смешным. На самом деле половина местных ресторанов предоставляет услуги очень низкого качества. На их место приходят модные современные концепции. Я отметил два тренда. Первый – салат-бары с огромным выбором заправок, соусов, ингредиентов. Это стандартный обед делового ньюйоркца. Второй – «дели», готовые сэндвичи, тут немыслимый ассортимент, поразительные сочетания, десятки видов хлеба, хочешь черный, хочешь белый, лепешки, буррито, багеты. Конечно, это сложная концепция. При таком ассортименте нужно очень хорошо разбираться что с чем сочетается, иначе получится невкусно.