Раньше был крайне актуален вопрос обучения нового персонала. Нам было сложно найти и удержать адекватных сотрудников, поэтому приходилось брать практически всех подряд и заниматься бесконечными тренингами. Ситуация на рынке персонала выровнялась с началом масштабного кризиса. Когда рестораны начали закрываться, на рынке появилось много свободных рук. Сейчас мы можем выбирать тех, кто наиболее замотивирован.
Раньше работа с персоналом в наших заведениях строилась просто: управляющие каждого кафе сами обучали своих сотрудников, как могли. Потом мы наняли человека, который попытался все унифицировать и упорядочить. Начали приглашать тренеров со стороны, которые закрывали некоторые дыры, предлагали новые интересные методики. Со временем, когда ресторанов и персонала стало больше, появилась необходимость перестроить процесс обучения, и вместо приглашения новых тренеров, мы придумали свой ход. Мы дали каждому из ресторанов свой блок занятий. Директор «Хачапури» на Тверской едет по всем ресторанам и читает тренинг по командной работе. Директор кафе в Кривоколенном – рассказывает, как правильно работать на банкетах. Очень важно, чтобы тренинги вели люди, которые понимают, о чем говорят. Я и наш генеральный директор Максим будем читать лекции для менеджеров и директоров по финансам, взаимодействию с проверяющими органами, по тайм-менеджменту. Мы приближены к реалиям, мы учим работать в наших кафе, со штатными ситуациями, которые встречаются именно у нас. Например, что делать, если человек полчаса ждет стол? А если вилок не хватает? Меня в свое время никто этому не учил. Раньше подход к тренингам был формальным: распечатал и читай. Всем представляли идеальную картину мира: приходят люди, ты смотришь на них, оцениваешь психологическое состояние, расчерчиваешь блокнот на восемь углов и записываешь, кому воду со льдом, а кому без.
В реальности приходит компания, все галдят, кто-то уже напился, у кого-то с собой уже есть напитки, и непонятно, рассчитался гость за них или нужно пробить. В жизни все не так, как описывают в книгах, поэтому учить нужно реальным вещам. На рынке есть тенденция движения в эту сторону. Неудивительно: появилось много специфических ресторанов, для работы в них требуется информация, которой нигде, кроме самого ресторана, не узнать.
Мне кажется, мое поколение людей поневоле обладало более широким спектром знаний, просто потому, что под рукой не было гугла и возможности мгновенно найти ответ на любой вопрос. Сейчас приходят люди, которые даже не знают, где расположена Грузия и что такое сулугуни, просто не держат это в голове. Раньше мы были вынуждены помнить многие факты, потому, что иначе не могли поддержать разговор. Сейчас информация лежит так близко, что нет необходимости ею обладать. Приходится работать с людьми, чтобы их перенастроить.