РестораторШеф

КОНТЕКСТ: что случилось на неделе с 31 января по 4 февраля

Трафик минусует на волне

Вторую неделю подряд в московских кафе и ресторанах падает поток гостей: за неделю с 24 по 30 января трафик упал уже на 40–50%, сообщил «Ведомостям» столичный омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Сергей Миронов. Аналогичную динамику за предыдущую неделю озвучил член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Впрочем, абсолютные цифры они не привели.
Резкий рост заболеваемости коронавирусом в московском регионе отразился на потоке клиентов общепита, подтверждает глава ретейл-департамента CBRE Марина Малахатько. По ее словам, трафик ресторанов и крупнейших гастромаркетов с 24 по 26 января в среднем снизился на 15–20% к аналогичному периоду предыдущей недели. По данным «Атол Sigma», с 7 по 26 января в Москве ежедневное количество посетителей заведений уменьшилось: в общепите – на 10% по сравнению с аналогичным периодом декабря 2021 г., в кафе и ресторанах – на 15%, в сфере услуг – на 9%, в ретейле – на 17%. Больше всего пострадал фастфуд – там падение составило 27%, рассказал директор по продукту «Атол Sigma» Сергей Капацевич. Трафик ресторанов сети быстрого питания «Бургер кинг» с 17 по 23 января сократился на 2%, рассказал представитель компании (абсолютные цифры он не предоставил). По его словам, это произошло за счет снижения потока посетителей торговых центров. Марина Малахатько подтверждает, что снижение посещаемости столичных ТЦ с 24 по 26 января составило 11% к аналогичным дням прошлой недели, в выходные же трафик почти не изменился.

Но сыра все равно не хватает

Сеть ресторанов быстрого питания Burger King в России обратилась с письмом в Минпромторг с просьбой об отмене антисанкций, связанных с поставками импортного сыра в Россию из-за нехватки продукции отечественного производства, – пишет ТАСС со ссылкой на компанию. В Burger King объясняют свою позицию значительно возросшим спросом посетителей на свою продукцию, в составе которой есть сыр. При этом сеть сталкивается с ситуацией, в которой поставщики не могут удовлетворить столь стремительный рост спроса. Как сообщили ТАСС в пресс-службе Минпромторга, соответствующее письмо Burger King на данный момент не поступало в министерство.

Обеление совсем рядом

Сегодня ФНС ведёт наблюдение за представителями ресторанного рынка, завершая инвентаризацию отрасли. «Инвентаризация будет завершена к началу февраля, после чего рестораторов начнут проверять», — предупредила заместитель руководителя УФНС по Санкт-Петербургу Наталья Гензик на конференции «Бизнес и власть: опыт взаимодействия и реальная практика защиты интересов предпринимателей». В налоговой подчеркнули, что все взаимодействия и связи, которые есть у предприятия, сегодня прозрачны. «С помощью компьютерной программы мы видим всю картину бизнеса», — сообщили в УФНС и подчеркнули, что тяжесть огромной налоговой нагрузки на отрасль очевидна, именно поэтому было принято решение о её снижении. Однако «с 1 января НДС для ресторанов отменён, но будьте добры показывать полностью выручки и белые зарплаты», – издание «Новый проспект» рассказывает как идет процесс отмены НДС в ресторанной отрасли (в обмен на обеление бизнеса), на что обращает внимание налоговая, кто вызывает подозрения и что будет сигналом для проверки. 


Альтернатива уже здесь

Онлайн-ретейлер «Самокат» запустил в продажу альтернативные продукты российских производителей. В разделе «Супермаркет» появилась «Стартап-полка», где представлены растительные аналоги: лосось GreenFish, котлеты от Greenwise, пельмени, сосиски и колбаски Welldone, стейки и гуляш «Митлесс», веганская икра, кокосовые йогурты и др.

В июле 2021 года «Самокат» и Ассоциация Производителей Альтернативных Пищевых Продуктов (АПАПП) объявили о сборе заявок от производителей инновационных продуктов для участия в «Стартап-полке» ретейлера. Свои заявки подали 70 производителей, АПАПП предоставила экспертизу качества, в результате отбор прошли 14 производств. Они поставили около 50 наименований инновационных товаров на полку онлайн-ретейлера. Сейчас продажи тестовые, покупателям предлагают оценить качество и вкус приобретенных продуктов, – те, что получат самые высокие оценки, останутся в постоянном ассортименте компании. Как уточнил представитель «Самоката», ежегодно доля потребления альтернативной продукции растет на 8,5%, аналогичная тенденция наблюдается и среди пользователей ретейлера.


Русские блины требуют протекции 

На встрече с активом «Деловой России» 3 февраля Владимир Путин обсудил с бизнесом вопросы снятия антиковидных ограничений, дал понять, что локдауна в России не будет и принял приглашение на блины в «Теремок» от сооснователя сети Михаила Гончарова. Сюжет с Гончаровым появился не внезапно, бизнесмен давно говорит о разных несправедливостях по отношению к крупному независимому российскому бизнесу. Например, в 2020-м он возмущался тем обстоятельством, что сеть «Макдоналдс» вошла в список российских системообразующих предприятий (а «Теремок» не вошел). В 2021-м, когда было принято решение об отмене НДС для общепита, выручка которого не превышает 2 млрд рублей, Гончаров начал кампанию по включению в пилотный проект по освобождению общепита от уплаты НДС также крупных предприятий с оборотом до 15 млрд рублей. 
И вот сооснователь главной блинной сети страны добрался до Владимира Путина. АБН приводит детали их общения: «Компания «Теремок», которую я основал 23 года назад, сегодня насчитывает более 300 ресторанов, в год мы выпекаем 32 млн блинов. Наши русские блины – это ответ «Макдоналдсу» и «Биг Маку». В Японии из десяти крупнейших компаний только одна не японская – это «Макдоналдс». А в России три первых места занимают американские компании, опережая с отрывом от пяти до десяти раз российских конкурентов. Для нашего развития есть препятствие. Оно заключается в том, что компания, которая развивается и не идет на дробление, пересекая барьер в 2 млрд рублей оборота, выходит на новый режим налогообложения. Налог на ФОТ увеличивается в два раза, с 15 до 30%, и НДС, которого нет до 2 млрд, появляется в размере 18%. Такой резкий скачок приводит к отсутствию инвестиционной привлекательности и даже, в какие-то моменты, невозможности вообще работать для компании в таком режиме», – сказал Гончаров президенту (цитата по АБН). И добавил, что подготовлен новый отраслевой проект, а предприниматели готовы развивать российские бренды так, чтобы отставать не в десять раз, а быть хотя бы на уровне с американскими конкурентами. Путин в свою очередь обещал попробовать блины и заверил, что является горячим сторонником идеи о том, «что наши отечественные бренды должны не просто развиваться, а должны иметь определенные конкурентные преимущества». А также попросил поручить правительству проработать модель сглаженного режима роста налогов для отрасли, речь шла о конкурентных преимуществах отечественных компаний.

А американские переходят на разговорный русский 

Американская компания McDonald's Corporation тем временем официально зарегистрировала в России товарный знак McDak по классу «услуги ресторанов». В документе о регистрации сказано, что «Макдак» — это разговорное название ресторанов «Макдоналдс» в России. Теперь его запрещено использовать для обозначения товаров других организаций. В числе других запатентованных товарных знаков McDonald's в России, напоминает «Собака», «БигМак», «МакФлурри», «МакКафе», а также «Университет Гамбургерологии» (корпоративный образовательный центр корпорации, филиал которого открылся в Москве в 2019 году).

(Материал обновляется)
фото на обложке лапшеби с растительным мясом в ресторане «Саперави» в Москве 
лента событий weekly best