РестораторШеф

Доставка еды. Расписание на послезавтра

Дня не проходит без эпической новости о доставке в том или ином контексте – технологическом, инвестиционном, социальном. В крайнем случае, новости как у нас с вами – о сделке века, увенчавшейся тем, что теперь великие и могучие конкуренты Яндекс и Деливери одно целое (но в двух цветах). Эта сделка, с одной стороны, пример локального устройства рынка, а с другой – абсолютно точно, что и завтра, и послезавтра мы увидим еще множество слияний и поглощений, стартапов и коллабов, находок и решений, связанных с доставкой, во всех точках мира.

И как со многими другими выстрелившими за последние 10 лет отраслями, от машин без водителя до рисующих картины нейросетей, ни законодательство, ни профессиональные футурологи, ни многие инвесторы никак не поспеют за сложной траекторией развития.
На днях робот-доставщик в Сан-Франциско въехал под ограждение места преступления и немного помешал ошарашенным полицейским делать свою работу. Очевидно, что инженеры не предусмотрели в библиотеке образов компьютерного зрения изображения желтой ленты, и теперь исправятся, но кроме того им придется еще раз основательно проанализировать, в какие еще ситуации может попасть выпущенные на городские улицы десятки не таких уж сообразительных роботов. Amazon в августе наконец отправил в небо полноформатную систему доставки дронами, которая в США теперь разрешена, – но рано или поздно дрон тоже врежется во что-нибудь неожиданное. В Южной Корее половина опрошенных этой весной пользователей не пользуется доставкой, потому что это слишком дорого, и предпочитает забирать свои заказы из ресторанов самостоятельно, – с точки зрения развития HoReCa это неплохо, но для доставки как отрасли — тревожный знак. В Индии развивают доставку готовой еды между городами, – пока на это пытаются уговорить самые знаменитые пилавные и кебабные, но это явно только начало, и в этой области тоже будет много сложностей, особенно с корректным температурным режимом в пути. Прямо сейчас «темные кухни» распространяются по миру как пожар, в большинстве стран доставщики пытаются освоить криптоплатежи и все стараются как можно сильнее персонализировать предложения для каждого пользователя. Что касается будущего доставки, то из-за скорости и слишком большого количества факторов влияния его сложно предсказать, однако по нескольким пунктам сходятся почти все эксперты. 5 вероятных трендов доставки будущего специально для РШ формулируют Иван Жуков и Анна Кукулина 

Персонализация
Технологии анализа больших данных позволяют попадать в потребности аудитории, улучшать продуты и услуги на основе клиентского опыта, привлекать и удерживать клиентов с помощью аналитики. Определяя, кроме прочего, наши предпочтения, биг-дата уже используется для развития персонализированной доставки. На основе только информации о предыдущих заказах, скоро ретейлеры научатся напоминать о том, что у нас в холодильнике заканчиваются яйца и уже пора бы снова заказать набор овощей для фирменного борща. Станут рекомендовать те или иные новинки ассортимента, исходя из четкого понимания того, что нам нравится, предлагая попробовать нечто похожее. Смогут рассчитать количество нужных нам продуктов для тех или иных обстоятельств и вести за нас расписание доставки. Для всего этого не надо будет даже заводить специальные приложения, хватит тех, что уже установлены, вроде мессенджеров. В смысле готовой еды из ресторанов – поле для фантазии тоже богатое, осталось дождаться удобного коммерческого решения от айтишников.

Без человека
Роверы уже ездят по Москве, дроны вовсю летают в Сан-Франциско, а эксперты вот-вот ожидают революцию в коммерческой робототехнике, полагая что использование машин снизит зависимость от человекаицену услуг, повысив их (услуг) качество. Роботы – консультанты, манипуляторы, сортировщики и курьеры уже работают на складах и кое-где даже выходят на улицы городов, а скоро будут работать и на кухнях. Самые смелые прогнозируют, что недалеко тот момент, когда в цепочке «заказ-приготовление еды-сборка заказа-доставка» человека не будет вовсе, разве что останется заказчик (но это не точно). Пока же ожидается рост рынка разнообразных роботов-помощников, которые по подсчетам специалистов ускоряют работу человека вдвое. А пока дроны и роверы могут позволить себе богатые компании, другие придумывают не менее остроумные решения. Например, наделавшая шуму еще аж в 2015-м Jafflechutes – австралийская закусочная, доставляющая в определенные места Мельбурна свои джаффлы (жаренные сэндвичи с сыром и ветчиной) с помощью небольших парашютов.

Дрон-доставщик Amazon и его загрузка

Доставка без доставки
Идея самовывоза и связанные с ней формы торговли едой, – не такой уж невероятный сегмент для будущего. Технологии продаж еды, вроде Click & Collect, когда заказ делается в приложении ресторана, а забирается в определенное время прямо в заведении самим клиентом, никуда не делась даже во время пандемии ковида. Говорят даже, что в Штатах общественность на карантине таквозмутилась огромными комиссиями, которые с ресторанов берут крупные агрегаторы за доставку их еды, что просто начала их бойкотировать, заказывая блюда у ресторанов напрямую и забирая самостоятельно. Может быть российскому потребителю до такой осознанности далеко (а у местных агрегаторов-монополистов комиссия тоже ого-го), но для использования самого принципа удаленного заказа и самовывоза может быть любая мотивация, - от нежелания платить за доставку до желания просто выйти из дома или вступить в какую-нибудь общественно полезную коммуникацию. Идеальный пример, обеспечивающий все это – разнообразные сервисы, агрегирующие информацию о близлежащих ресторанах (или магазинах), продающих за полцены нераспроданные за день блюда (или продукты), которые можно заказать к определенному времени и забрать самостоятельно. Пример еще более идеальный (особенно если связать со смартфоном) – рестораны-роботы, например, такие как Mezli, что намедни запустился в Штатах.

Сегментирование
В тех местах мира, где балом правят большие расстояния и плохие дороги нынешняя мода на сервисы, которые могут доставить вообще все – от одежды и гаджетов до продуктов и лекарств, никуда не денется. Там же где условия позволяют, напротив, будет развиваться тренд на сегментацию. Уже сегодня есть масса сервисов, продающих с доставкой, например, конструкторы полезной еды, и эксперты уверены, что рынки будет прирастать некрупными игроками, специализирующимися на разнообразных тематических и качественных предложениях, – от веганской еды до десертов. Причем, не только для людей, - большие перспективы у сегмента еды для домашних животных, и речь не только о кормах, уже даже московские рестораны начали добавлять в свои меню специально приготовленные блюда для собак, и почему бы их не доставлять на дом. Другой вероятный подход к сегментированию – сервисы-агрегаторы, доставляющие универсальный набор товаров для четко определенной целевой аудитории. Такой как, например, молодые родители, которые на одной платформе могут приобрести все – от детского питания и подгузников до одежды и игрушек, а то и готовую еду для себя, вдруг им совершенно некогда готовить. 

Гиперлокальность
Гиперлокальная доставка – страшно модный нынче термин, которым в основном называют то, что раньше звалось просто и понятно: экспресс-доставка. Мода ли или реальный спрос, но сервисы очень быстрой доставки переживаютвзрывной рост (сначала на фоне пандемии, а потом на фоне роста такого бизнеса на фоне пандемии). Самый шумный пример успеха – немецкий сервис доставки продуктов за 10 минут Gorillas, привлекший в 2020-м миллиард долларов инвестиций, и с тех пор заработавший в куче стран Старого Света и в Штатах. 
«Экспресс» в случае с продуктами и особенно с готовой едой – дело первостепенное, и развитие таких сервисов, особенно глобальных, связано с развитием еще некоторых модных явлений – дарк сторов и дарк китчен (сетевых, как правило, магазинов-складов и ресторанов без ресторана, только с кухней), которые располагаются ровно в тех локациях, какие надо покрыть доставкой в течение 10-15 минут. Но будущее, помимо скорости, как раз за локальностью. С одной стороны, анализ особенностей спроса в том или ином, например, районе мегаполиса позволяет локализовать те или иные предложения, предложив именно этому локальному сообществу именно то, что они хотят, в то время, когда они хотят, в той форме, которая им предпочтительна, за ту цену, какую они готовы платить. С другой стороны, формула «локальный» может применяться в значении «уникальный», «нигде кроме, как именно здесь». Что само по себе повод для успеха платформ, продвигающих локальных производителей еды. И продвигающих в том числе буквальным образом, например, как делает сервис Wonder – проект отличается тем, что меню для него разрабатывают известные шефы, саму еду готовят повара в фудтраках, которые приезжают прямо к дому заказчика, который получает свежеприготовленную, нормально сервированную и не помявшуюся в дороге еду, прямо с кухни к столу.



На обложке дрон-доставщик Amazon 
weekly best бизнес