РестораторШеф

Цифра дня: плюс 25%

После серьезного сокращения в январе-марте 2023 года, рынок общепита начал восстановление, – во втором квартале текущего года число вновь созданных юрлиц в этом сегменте выросло на 25% год к году, до 13,1 тыс. компаний, – пишет “Ъ” 6 июля со ссылкой на данные «Контур.Фокус»
Динамика апреля-июня кардинально отличается от ситуации первого квартала. Тогда, по данным аналитиков, число таких компаний, напротив, сократилось на 11% год к году, до 7,5 тыс. Но за счет роста во втором квартале отрасли удалось компенсировать потери января—марта, и по итогам всего первого полугодия, по данным «Контур.Фокус», число новых юрлиц в общепите увеличилось на 10% год к году, до 20,7 тыс.
Эксперты и участники рынка, опрошенные “Ъ”, что называется "на позитиве". Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская отмечает, что сейчас активизировались и предприниматели, намеривающие открыть заведения по франшизе, добавляя, что спрос на такие проекты в январе—июне увеличился на 26% год к году, причем как в сегменте фастфуда, так и полноформатных ресторанов.
Руководитель отдела торговой недвижимости отделения NF Group в этом городе Анна Лапченко сообщила “Ъ”, что количество новых заведений на главных гастрономических улицах — Рубинштейна, Жуковского, Некрасова и Маяковского — выросло в четыре раза год к году. В «Теремке» газете сообщили, что в этом году у них тоже зафиксирована высокая динамика — компания открыла десять новых точек. В сети «Хочу Пури» за последнее время открылось две точки, к запуску готовятся еще шесть. Во «Вкусно — и точка» сообщили “Ъ”, что до конца года планируют открыть не менее 50 новых заведений.
ЧТО ВДРУГ?
Во втором квартале регистрировались компании под проекты, которые рестораторы стали разрабатывать в конце 2022 года — начале 2023 года, полагает госпожа Рождественская. Кроме того, по ее словам, в последние месяцы открывать заведения стали те, кто заморозил переговоры с владельцами помещений и поставщиками в октябре 2022 года после объявления частичной мобилизации.
Открытия несетевых точек во втором квартале этого года ускорились из-за низкой базы того же периода прошлого года, считает директор по маркетингу «Бургер Кинг Россия» Иван Шестов, напоминающий, что в 2022 году второй квартал стал пиком потребительского шока — самая высока инфляция и самая низкая уверенность покупателей.
Эксперт «Контур.Фокус» Антон Яковлев связывает рост числа организаций общепита во втором квартале 2023 года с фактором сезонности — приток туристов, особенно возросший после пандемии, открытие к периоду активных отпусков летних веранд. Кроме того, добавляет совладелец холдинга «Тигрус» (управляет Osteria Mario, «Швили» и Bar BQ Cafe) Хенрик Винтер, у инвесторов на ресторанном рынке есть потребность диверсифицировать свои денежные потоки, особенно в отсутствие возможности инвестировать в зарубежные проекты.

НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО
Впрочем, отмечает господин Винтер, затраты на открытие новых заведений выросли вдвое. Проблематично также получить западное оборудование, добавляет Иван Шестов. Эти факторы мешают более динамичному восстановлению активности рестораторов.
Еще один фактор со знаком минус – кадровый дефицит, вынуждающий работодателей увеличивать зарплаты, что делает бизнес-модель менее эффективной, отмечает Хенрик Винтер. Недостаток сотрудников усиливается на фоне летнего сезона, говорит основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров. Найти помещение под ресторан сейчас проще, но релевантных предложений по трафику и стоимости все еще недостаточно, добавляет господин Винтер.
Вывод, впрочем, у экспертов “Ъ” тоже не то, чтобы очень радужный, например, Антон Яковлев полагает, что положительная динамика открытий новых заведений будет наблюдаться до конца этого года, и прогнозирует замедление на рынке общепита уже к началу осени.
на обложке веранда ресторана Meraki, Москва (фото пресс-служба)
лента событий