#БИЗНЕС/LIFE

«Теперь мы понимаем, что некий глобальный невозможный форс-мажор – это фактор, который нужно учитывать ровно так, как учитываются самые обыкновенные бизнес-риски»

Сооснователь ресторанного холдинга "Тигрус" Хенрик Винтер – об удачном (пока) выходе из карантина, выручке, которая нужна для счастья и неочевидных последствиях нового во всех смыслах коронакризиса
#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ
Текст Наталья Савинская
Фото пресс-служба холдинга «Тигрус»
Сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрик Винтер прогнозирует как мы будем дальше жить и рассказывает главреду РШ Наталье Савинской о неожиданно удачном выходе из карантина, выручке, которая нужна для счастья, стратегиях, которые работают даже при полной катастрофе и неочевидных (но объективных) последствиях коронакризиса, который еще не закончился
Кто такой Хенрик Винтер
Датчанин по происхождению, Хенрик Винтер родился в США, детство провел в Дании, а в 1975 году родители Хенрика выкупили здание бывшей жандармерии на Юге Франции и превратили его в гостиницу-ресторан. С 13-ти лет Хенрик стал частью семейного дела, освоив все позиции от посудомойщика до официанта, впоследствии шеф-повара и в итоге, владельца. Работал во французских fine dining ресторанах, а после – получил опыт в ресторанной индустрии США. Однажды, в газете International Herald Tribune, он заметил короткое объявление из Москвы о поиске ресторатора. Прежде Хенрик никогда не встречал объявлений из России, и решил позвонить автору, и в итоге оказался в Москве, где будущий холдинг «Росинтер» открывал свой первый ресторан «Испанский уголок» в гостинице «Москва». Это был 1991 год, ресторанный рынок был совершенно пустым. Так началось 17-летняя история генерального управляющего компании «Росинтер», за которые под его управлением было открыто более 380 ресторанов в России и СНГ. Из-за отсутствия предложения на рынке труда, пришлось создать свою систему обучения сотрудников, логистики и закупок, формируя по ходу и новые стандарты сервиса в российской индустрии гостеприимства. Деятельность собственной компании Хенрика и Юлии Винтер началась в 2005 году с открытия и управления франчайзинговыми ресторанами «Росинтер Ресторантс». За 5 лет было открыто 11 ресторанов в Москве и Московской области, затем партнеры решили полностью отказаться от использования этих брендов, и провели ребрендинг. Так как компания начала заниматься сохранением популяции амурского тигра, было решено отразить это в названии холдинга, – так появился «Тигрус» (холдинг активно сотрудничает с WWF и инвестирует в программы по защите окружающей среды и организации экологического просвещения). Расширение холдинга началась в 2015 году, на данный момент «Тигрус» представлен 5-ю концепциями и 30-ю ресторанами: «Остерия Марио», грузинское бистро «Швили», Bar BQ Cafe, кофейней ZEST и бистро Pizzeria Mariо – мини-форматом на базе бренда «Остерия Марио». В 2019-м год выручка холдинга составила чуть больше 2 млрд. рублей.

Кто такой Хенрик Винтер
Датчанин по происхождению, Хенрик Винтер родился в США, детство провел в Дании, а в 1975 году его родители выкупили здание бывшей жандармерии на Юге Франции и превратили его в гостиницу-ресторан. С 13-ти лет Хенрик стал частью семейного дела, освоив все позиции – от посудомойщика до официанта, впоследствии шеф-повара и в итоге, владельца. Работал во французских fine dining ресторанах, а после – получил опыт в ресторанной индустрии США. Однажды, в газете International Herald Tribune, он заметил короткое объявление из Москвы о поиске ресторатора. Прежде Хенрик никогда не встречал объявлений из России, и решил позвонить автору, и в итоге оказался в Москве, где будущий холдинг «Росинтер» открывал свой первый ресторан "Испанский уголок" в гостинице «Москва». Это был 1991 год, ресторанный рынок был совершенно пустым. Так началось 17-летняя история генерального управляющего компании «Росинтер», за которые под его управлением было открыто более 380 ресторанов в России и СНГ. Из-за отсутствия предложения на рынке труда, пришлось создать свою систему обучения сотрудников, логистики и закупок, формируя по ходу и новые стандарты сервиса в российской индустрии гостеприимства. Деятельность собственной компании Хенрика и Юлии Винтер началась в 2005 году с открытия и управления франчайзинговыми ресторанами «Росинтер Ресторантс». За 5 лет было открыто 11 ресторанов в Москве и Московской области, затем партнеры решили полностью отказаться от использования этих брендов, и провели ребрендинг. Так как компания начала заниматься сохранением популяции амурского тигра, было решено отразить это в названии холдинга, – так появился «Тигрус». Холдинг активно сотрудничает с WWF и инвестирует в программы по защите окружающей среды и организации экологического просвещения. Расширение холдинга началась в 2015 году, на данный момент «Тигрус» представлен 5-ю концепциями и 30-ю ресторанами: «Остерия Марио», грузинское бистро «Швили», Bar BQ Cafe, кофейней ZEST и бистро Pizzeria Mariо – мини-форматом на базе бренда «Остерия Марио». В 2019-м год выручка холдинга составила чуть больше 2 млрд. рублей.
РШ: Как ваши дела, Хенрик?
Хенрик Винтер: Хорошо, пока хорошо, как это ни странно. Пока мы работаем только вторую неделю, и пока мы очень довольны тем, как вышли – в среднем по сети выручка 70 процентов от того, что было в те же числа прошлого июля, это очень хорошо, мы были готовы к гораздо более низкому результату.

РШ: Вы открыли все свои рестораны после локдауна?
Х.В.: Смотрите, у нас 30 ресторанов в Москве, Подмосковье, Казани и Тольятти, две трети из них в ТЦ, сейчас (9 июля – прим. ред.), не работают только Подмосковье и Казань, но мы планируем их к открытию как только разрешат власти.
По новым нормам пришлось сократить количество посадок в разных точках на 40-50 процентов, но я так скажу, – лучше так, чем никак, я за то, чтобы все работали безопасно, и если для безопасности нам надо ужаться, – надо это сделать. От этого зависит наш бизнес, потому что если все работают как будто вируса нет, значит у нас снова будет карантин. Мы должны понимать свою ответственность, мы же видим что в мире происходит, нам эти проблемы не нужны, нам нужно чуть изменить отношение. Да, все эти новые нормы – это дорого, но вопрос не в деньгах, а в безопасности.

РШ: А как-то изменилось поведение гостей после карантина?
Х.В.: Мы заметили в первую очередь много маленьких компаний, по 5-6-8 человек, сейчас таких гостей больше, чем 2-3 за столиком, и больше чем обычно, наверное, это связано с тем, что люди давно не виделись и – вот, встречаются в ресторане.
А вообще поток хороший, но, конечно, разный в разных локациях. Тут же как, когда центр без туристов – хороший бизнес не увидишь. И в центре, да, посещаемость хуже, иногда до 40 процентов от трафика прошлого июля, а в удаленных или спальных районах – лучше, бывает и 90 процентов.
РШ: А что происходит с арендой и будет происходить или это пока не понятно?
Х.В.: С арендой как раз очень понятно. Кризис не только у нас, у девелоперов тоже все сложно и всем деньги нужны. Но если мы тут будем друг друга топить – все и потонем. Речь же о выживании, так что надо найти подход для взаимовыгодного будущего, идти друг друга навстречу, мы очень постарались с нашими коллегами-арендодателями, нашли общие принципы и это в итоге позволяет нам открывать теперь все 30 ресторанов. Но тут игра взаимная – арендодателям тоже нужен наш бренд, как и другие хорошо работающие, приносящие стабильный доход, например ТЦ, якорные бренды. Мы приводим им хорошую аудиторию и мы им нужны. Наша философия быть успешными не только у гостей, но и у всех наших партнеров.

РШ: Сколько они вам скинули на карантине?
Х.В.: Где-то вообще без аренды пережили, где-то только коммуналку платили, а сейчас в принципе почти везде работаем на проценте от товарооборота. И если не будет второй волны, то все будет адекватно. Я вот еду по городу, вижу – многие мои коллеги, к сожалению, закрылись, а если будет еще один карантин, то я вообще не представляю кто выживет.

РШ: А сколько персонала пришлось уволить, когда все закрылось?
Х.В.: У нас работает около 1000 человек, и абсолютно сразу, вместо налогов, поставщиков и аренды, все деньги, которые у нас были, мы выделили на зарплаты сотрудникам и платили им все три месяца как могли. Это было стратегическое решение, команда – это же не просто рабочие, это люди, которые знают, чем мы дышим, их просто надо было сохранить. Мы потеряли не больше 10 процентов от штата, получили несколько госсубсидий, и это все сработало – сейчас наша команда готова к работе. Мы не кинули людей, и они лояльны к нам, это же вопрос настройки компаса – если качество, то это команда, по-другому не может быть.
Персонал и коммуникации
В холдинге «Тигрус» разработана своя система отбора персонала, где во главу угла становится не профессиональный опыт будущего сотрудника, а его характер, желание развития и личные интересы. Профессиональные навыки прививаются в тренинг-центре, развитие сотрудников происходит ежедневно – согласно философии непрерывного обучения, важно задавать себе и подчиненным вопрос: чему ты сегодня научился и чему научил? Каждый день человек должен узнавать что-то новое в своей профессии, и в этом ему должны помогать как управляющие, так и обучающая система. Программа адаптируется под сотрудника, предлагая материалы в зависимости от его показателей работы и прогресса в обучении.
Основным принципом коммуникации с гостем является установка Хенрика: «Мы не продаем котлеты, наш бизнес – это эмоции, каждый гость должен получить эмоциональный заряд». Одна из идей относительно продуктов, которая транслируется и на всё остальное, – «неважно, сколько стоят помидоры в сезон и не в сезон, на тарелке у гостя должны быть только самые вкусные»

ПЕРСОНАЛ И КОММУНИКАЦИИ
В холдинге «Тигрус» разработана своя система отбора персонала, где во главу угла становится не профессиональный опыт будущего сотрудника, а его характер, желание развития и личные интересы. Профессиональные навыки прививаются в тренинг-центре, развитие сотрудников происходит ежедневно – согласно философии непрерывного обучения, важно задавать себе и подчиненным вопрос: чему ты сегодня научился и чему научил? Каждый день человек должен узнавать что-то новое в своей профессии, и в этом ему должны помогать как управляющие, так и обучающая система. Программа адаптируется под сотрудника, предлагая материалы в зависимости от его показателей работы и прогресса в обучении.
Основным принципом коммуникации с гостем является установка Хенрика: «Мы не продаем котлеты, наш бизнес – это эмоции, каждый гость должен получить эмоциональный заряд». Одна из идей относительно продуктов, которая транслируется и на всё остальное, – «неважно, сколько стоят помидоры в сезон и не в сезон, на тарелке у гостя должны быть только самые вкусные»
    РШ: Все сейчас отмечают такой слегка истеричный трафик, надолго это?
    Х.В.:
    Мне кажется, это временное явление, в течение месяца – полтора повышенный спрос пройдет, а потом все зависит от того, сколько людей выйдут на работу из удаленного формата. Внешнего туризма нет, в какой-то невероятный рост внутреннего туризма я не верю, – до конца лета он не восстановится, единственная надежда на тех, кто проводил лето раньше за границей, а сейчас сидит в Москве, и может быть эти люди будут тратить деньги на рестораны. Но я не жду, что выручка в обозримом будущем вернется к «мирному» времени. Если это случится в первом квартале 2021 года – я буду счастлив. Но и около 70 процентов – это нормальная жизнь.

    РШ: А как ведет себя средний чек?
    Х.В.: А он даже стал чуть выше, просто потому, что людей на чек стало больше, правда, заметно больше таких вот маленьких компаний. Но очевидно, что сами люди более тщательно и экономно выбирают. И требуют качества, – это долгосрочный тренд рынка, люди будут тщательно выбирать и просить больше в обмен на свои деньги. Но это хорошо, вся наша стратегия компании – это фокус на качестве. Обеспечить высокое качество за доступные деньги – на это наша бизнес-модель заточена уже несколько лет.

    РШ: У вас же не было доставки раньше, так ведь?
    Х.В.: А я всегда был против доставки, или так – не сильно ее поддерживал, потому что, с моей точки зрения, ресторанная еда – это 5-10 минут после приготовления, а еда для доставки – это другой продукт. И мне всегда казалось, что наше качество, всегда из-под ножа, нельзя портить перемещением блюд куда-то непонятно как. Но тренд ясен давно, поэтому с декабря прошлого года мы что-то начали по этому поводу думать, но я как мог тормозил тему. А когда наступил карантин, пришлось форсировать, но это заняло время, и мы запустились только месяц назад. Но мы не стали доставлять свою обычную ресторанную еду, а сделали линию блюд специально для доставки, которые можно запаковать в вакуум, хранить какое-то время и просто разогревать прямо в упаковке несколько минуть в кипящей воде (блюда из линейки есть на фото выше – прим.ред). Мы назвали эту линейку «Ленивый шеф» и она работает неплохо, это удобно, вкусно, можно «приготовить» семейный ужин легко, когда много времени нет, а все хотят разное, уже появились постоянные клиенты. Доставка тоже своя, незачем платить кому-то еще, заказ можно сделать на нашем сайте. Вот, а через дней 10 запускаем эту линию в нескольких магазинах сети «Перекресток» под девизом ресторанная еда для дома.

    РШ: Здорово, а фабрика-кухня есть у вас?
    Х.В.: Нет фабрики-кухни, все в ресторанах происходит, фабрика-кухня – это целая тема, я много работал с этим, но эффективное и выгодное производство – это огромные инвестиции, площади, штат, это модель сложная. Кто-то, может, успешно это продвигает, дай бог. Но я не готов, наша стратегия и наша культура – достижение высокого качества, из-под ножа, а большое производство – это ухудшение качества. Но, запустим – посмотрим, зависит от объемов и успеха этого продукта.

    РШ: А еще какие планы?
    Х.В.: Около 10 ресторанов до конца года – в Москве, и не в Москве. Бренды – «Остерия Марио» и «Швили». Я, видите ли, полагаю, что Грузия и Италия – это вечные ценности, Италия – во всем мире, Грузия – как минимум в том пространстве, которое еще недавно называлось СНГ. Наши инвесторы поддерживают нас и довольны перспективой. Стратегическая цель на 5 лет – подкрепить наши бренды по регионам, и стать лидерами, может не самой большой сетью, но лидером в качестве точно.

    РШ: А локации какие в приоритете?
    Х.В.: Мы еще до кризиса решили фокусироваться на стрит-ритейле, сейчас в самом деле кардинально увеличилось количество свободных площадей, аренда тоже снизилась. То есть, конечно, предлагают помещения все по старой цене, но весь вопрос в переговорах. Мы ожидания арендодателей всегда соотносим со своими возможностями, и скорее они выбирают наши условия, потому что мы можем тратить на аренду ровно столько, сколько позволяет наша бизнес-модель.
    РШ: Хенрик, вы 30 лет в России, какой на вашей памяти этот кризис, 4-й, 5-й?
    Х.В.: Я считаю, что 6-й. Было всякое, да – и политический кризис, и экономический, и знаете, мне это помогло в формировании идеологии бизнеса. Мы управляем своим бизнесом так, будто сегодня глубокий кризис – дефолт, банковский коллапс, что угодно, если сложные вопросы решаются, как будто у нас кризис, – это эффективно.
    Не то что мы были готовы к этому кризису сейчас, но как минимум нам ничего не пришлось рестуктурировать, кардинально менять, продавать имущество и все такое, и сейчас мы выходим из локдауна в той структуре, что и была. Я полагаю, это результат правильной модели и идеологии.

    РШ: Однако чем-то этот кризис от других все-таки отличается?
    Х.В.: Каждый кризис не похож на другой, и этот отличается от прошлого. И в первую очередь глобальностью своей – полное закрытие, не только ресторанов, а страны и мира, ну, такое даже при очень богатой фантазии представить невозможно было. Весь масштаб и глобальность истории, наверное, перестроит мир на новые принципы, мы это даже уже видим на всех уровнях – и политическом, и экономическом, и локальном. Что меняется для нашего ресторанного бизнеса? Для арендаторов аренда будет меньше (мы не вернемся к старым схемам, я уверен), с гостями надо будет работать, исходя из того, что доходы будут продолжать падать (что, впрочем, происходит уже несколько лет), из этого, в принципе, стратегии надо выстраивать теперь. Надо, конечно, надеяться на то, что второй волны и второго локдауна не будет, а наш мир вернется в предсказуемые рамки. Но в любом случае, то, что казалось нам стабильным, – оказалось вообще нестабильно, то, что было невозможно в принципе, – случилось с нами, и теперь ясно, что возможно все вообще. В смысле бизнеса, теперь мы понимаем, что некоторый глобальный независящий от тебя риск – это не непрогнозируемый фактор (вроде форс-мажора, который всегда в договорах прописан, но скорее всего никогда не случается), а такой фактор, который все бизнесмены должны учитывать ровно так же, как учитываются самые обыкновенные бизнес-риски.
    Развитие и планы холдинга
    С 2020-го года холдинг планирует сосредоточить свое активное развитие на сетевых проектах «Остерия Марио» и «Швили» в Москве, городах-миллионниках и других перспективных и удаленных городах России, например, Якутске. Также в планах разработка мини-форматов этих брендов. За 5 лет планируется открыть до 150 ресторанов этих сетей, часть из которых будет работать по системе франчайзинга. Для этого разработана полноценная программа запуска. Помимо минимизации рисков, просчета локаций и прогнозов по выручке, холдинг дает гарантию открытия дверей ресторана в срок до 2-х месяцев с момента начала стройки. Согласно идее, франчайзи покупает не вывеску с названием бренда, а её философию, управление бизнес-процессами, стандарты, ноу-хау и т.д. Инвестиции в открытие одного ресторана «Остерия Марио» составляют 25-35 млн. рублей, сроки окупаемости проекта до 36 месяцев.

    РАЗВИТИЕ И ПЛАНЫ ХОЛДИНГА
    С 2020-го года холдинг планирует сосредоточить свое активное развитие на сетевых проектах «Остерия Марио» и «Швили» в Москве, городах-миллионниках и других перспективных и удаленных городах России, например, Якутске. Также в планах разработка мини-форматов этих брендов. За 5 лет планируется открыть до 150 ресторанов этих сетей, часть из которых будет работать по системе франчайзинга. Для этого разработана полноценная программа запуска. Помимо минимизации рисков, просчета локаций и прогнозов по выручке, холдинг дает гарантию открытия дверей ресторана в срок до 2-х месяцев с момента начала стройки. Согласно идее, франчайзи покупает не вывеску с названием бренда, а её философию, управление бизнес-процессами, стандарты, ноу-хау и т.д. Инвестиции в открытие одного ресторана «Остерия Марио» составляют 25-35 млн. рублей, сроки окупаемости проекта до 36 месяцев.