Мы приняли решение открыть рестораны на ВДНХ потому, что узнали о фантастических планах развития этой территории. Хотя сомнения были огромные. Коллеги с ВДНХ убедили нас, что парк будет помогать арендаторам своими активностями. Мы поняли, что из заросшего леса и сломанных зданий, которые требуют реконструкции, здесь хотят сделать город-сад, универсальный комплекс, куда можно будет прийти и получить все удовольствия. По плану через два года здесь будут и пляжи, и спортивные сооружения, и концертные площадки, и лектории, и рестораны. Кстати, ресторанная составляющая на ВДНХ уже развивается очень активно. Кто-то сравнивает происходящее с ситуацией в парке Горького, на мой взгляд, сравнение некорректное. Потому что у ВДНХ совершенно другие масштабы и, соответственно, возможности.
Мы выбирали павильоны для работы, ориентируясь на их площадь и местоположение. Реставрация обоих павильонов полностью шла за наш счет. У ВДНХ есть свои требования, например, максимальное сохранение внешнего исторического облика зданий. Внутри павильонов теоретически можно делать все, что хочется. Хотя в нашем случае все вообще наоборот происходило. При создании интерьера кафе «Оттепель», например, мы отодрали гипсокартон, под которым нашлась оригинальная лепнина, мы ее восстановили. Что касается «Московского неба», то тут главную роль сыграла красота самого здания, внутри до нас были какие-то офисы, то есть помещение, нарезанное на клетушки, хотя на потолке осталась историческая лепнина. Делали то же самое: новое выкидывали, старое восстанавливали. Объем инвестиций не могу озвучить, но суммы, очевидно, немаленькие.
Я полагаю, все павильоны на ВДНХ находятся примерно в одинаковом состоянии и требуют одинаковых вложений на квадратный метр. Вопрос в площади. Здесь есть или огромные павильоны (мы их побоялись брать) или совсем маленькие. Для «Неба» нам удалось найти компромиссный вариант – 500 кв. м., с четырьмя верандами – около 800 кв.м. Рассчитываем, что и «Оттепель» и «Московское небо» окупятся в течение пяти лет.
В «Московском небе» в летний сезон в день проходило около 350 человек. Хотя весной, когда шли дожди, посадка была очень небольшая. В будни приходят, в основном, коллеги с ВДНХ (арендаторы, соседи, у которых здесь офисы) и те, кто специально приезжают к нам. До 50 % гостей – это случайные люди, которые гуляют по выставке. Возвращаемость в ресторанах на сегодняшний день – 30%, для ВДНХ это потрясающий показатель! Велика банкетная составляющая и это не только свадьбы, но и брони на компании в 10-15 человек. Процент выручки от банкетов в «Небе», например, уже достиг 40%.
Конечно, лето и зима – это два разных стиля работы и результат. Мы предполагаем, что зима и лето будут немного уравновешивать друг друга. Тем не менее, ВДНХ – это не исключительно летняя площадка, в отличие от обычных парков. У нас уже стоит запись на банкеты, а прошлой зимой большой популярностью пользовалось «Московское небо» – там проводили свадьбы, дни рождения, праздники. Этот ресторан такой красивый, праздничный, фантастичный, я бы сказала, и к тому же – большой. «Оттепель» более камерная, но и в ней, я уверена, будут проводиться банкеты.
Выбор кухни диктует и место, и интерьеры павильонов. Мы подстраиваемся под историю и ищем шеф-поваров, которые эту историю помнят. На месте «Московского неба» изначально был ресторан и кондитерская лавка. Рядом с павильоном «Шелководство», где мы открыли «Оттепель», располагается Зеленый театр, поэтому мы сделали ресторан-буфет, исходя из бутербродной истории. Помните, как в театральном буфете? Конечно, у нас бутерброды не те, что были раньше, а прямо такое произведение искусства. Средний чек в обоих ресторанах – 1500 руб. Мы рассчитываем на гостей, которые разбираются в еде.
Конечно, масштабы территории ВДНХ – это плюс, который легко превращается в минус, – пока разберешься, куда тут идти, заблудишься. Говорят, что недостатком это территории также является ее неоднородность, но, по моему мнению, такая огромная территория не может быть однородной. В этом случае тут просто не будет такого количества людей, а при нынешнем состоянии здесь любой может найти что-то для себя: спорт, еду, разные развлечения или природу.