АССОРТИМЕНТ. В кафе около 27 видов хачапури, в кулинарии ассортимент меньше: мы выбрали варианты, которые не теряют вкусовые качества при хранении в условиях подогрева. Наша задача – накормить человека так, как оно должно быть. Экспериментировали, держали разные виды хачапури по три часа в тепле и проверяли. Некоторые не меняли вкус, другие оставались хороши, но не настолько, как только что приготовленные. Например, хранение не выдерживает хачапур-лодочка, смысл которого в начинке с сырым желтком: естественно, такое блюдо не может долго стоять в витрине. Если гость захочет именно его, придется подождать 10 минут. Пробовали продавать цыплят. Это один из хитов продаж в кафе. Но когда человек принесет его домой, он не почувствует того вкуса, какой был, когда цыпленка подавали с пылу, с жару. Поэтому в кулинарии мы оставили самые популярные и удобные для хранения блюда: хачапури с сыром, шпинатом, фасолью, мясом, ачму. Некоторые из них на второй день даже вкуснее. Добавили пирожки и сырники, приготовленные по рецепту моей мамы. Так же мы продаем компоты и варенья собственного приготовления, аджику, лимонады, сыры с подмосковной фермы (пока их продажи невелики, но они же используются на кухне ресторана). Большим спросом пользуется лаваш, многие берут его по вечерам домой.
Возможно, мы будем продавать абхазское вино с семейного завода. Дело за получением специальной лицензией на торговлю. Летом планируем привозить овощи и фрукты из Абхазии.
УСТРОЙСТВО. Лавка занимает первый этаж кафе. Все довольно аскетично: слева открытая кухня и печь, где выпекают хачапури, а также кондитерская зона. Справа витрина с выпечкой и десертами, у окна широкая стойка и стулья, где можно подождать заказ или поесть. Готовые хачапури хранятся в тепловой витрине, поддерживающей определенную температуру и низкую влажность. В соседней, охлаждающей витрине, – десерты и сыры. Специального персонала нет: в кулинарии работают повара (отсек лавки одновременно является холодным цехом). Один человек работает на кассе.
БИЗНЕС. 20-25% от оборота дает лавка. В длинные новогодние выходные лавка буквально спасала: Пятницкая – офисный район, жилой массив невелик. Видимо, в начале января многие гуляли с детьми, ходили на выставки и заходили к нам. Если бы к этому времени мы были готовы к ночной доставке, то вообще все было бы замечательно. Кстати, в скором времени мы планируем ее ввести.
Еще один момент: концепцию диктует место. На Никитской столы оборачиваются быстрее, там более демократичная атмосфера, люди забегают, быстро перекусывают и бегут дальше. На Пятницкой более ресторанная атмосфера, люди дольше сидят, поэтому лавка, конечно, оживляет.
С утра люди заходят позавтракать мини-хачапури и какао или взять с собой еду на работу. По вечерам тоже присаживаются: с 21-00 действует скидка 30% (в обычное время цены в кулинарии такие же, как в ресторане).
Для кулинарии это идеально – все на виду. Первый этаж довольно лаконичный и аскетичный: вот – печь, вот – лавка, вот – лаваши и хачапури. Гости видят, что блюда появляются в витрине не «ниоткуда», а готовятся на их глазах. На втором этаже расположена, собственно, «Хачапурия», о чем гости, к сожалению, мало догадываются, думая, что пространство ограничено первым этажом. А там очень уютная и «аппетитная» атмосфера – аромат свежей выпечки доносится снизу. Обеденный зал в 70 посадочных мест и бар располагают к щедрому застолью с хорошим грузинским вином.