«Р.»: Как Вы полагаете, возможно ли быстро построить демократичную сеть, аналогичную вашей, в масштабах страны?
Н.М.: На мой взгляд, построить сразу большую сеть возможно только по франшизе. Предприниматели покупают готовую бизнес-модель и, по сути, выполняют стандартные инструкции. Самостоятельно сделать это сложно, я бы даже сказала, невозможно. Какими бы не были инвестиции, административные ресурсы… Потому что бизнес делают люди, а их взять негде. Потому что тех, кого все таки удастся найти, необходимо обучить. Все может быть безупречно и вкусно, но любой сотрудник, если он не на своем месте, будет способствовать потере гостей и прибыли. Наконец, концепцию необходимо адаптировать под аудиторию каждого из городов, где планируется открытие.
«Р.»: Что бы Вы могли посоветовать предпринимателям, планирующим попробовать свои силы в сегменте фри-фло?
Н.М.: Не ходить туда! Многие пытались копировать «Му-Му», никто из них не остался на рынке. Это очень сложный и человекоемкий бизнес. Обширный ассортимент подразумевает большие площади, высокие списания, много персонала, высокую проходимость. Все вместе это выливается в высокие затраты. Мы уделяем огромное внимание мелочам. В «Му-Му» все, от выкладки товара до мебели, продумано и призвано увеличить оборот. Если изначально бизнес построен неправильно, то предприниматели непременно столкнутся с убытками, которые попытаются нивелировать за счет продуктов или персонала. Первым делом обращаются к сокращению расходов на продукты. А продукты ни в коем случае нельзя трогать! Закончился срок реализации – списываем! Я не знаю никого, кто бы не наступил на эти грабли. В этот момент наступает еще больший отток людей, что вызывает новый виток «оптимизации».
«Р.»: Получается замкнутый круг?
Н.М.: Он довольно быстро разрывается закрытием предприятия. Наверное, надо съесть пуд соли, чтобы узнать все нюансы работы в нашем сегменте. Чтобы сделать высокотехнологичный бизнес, вкусно кормить людей, держать большой ассортимент и при этом зарабатывать.
«Р.»: И «Му-Му», и «Елки-Палки» были открыты профессиональными рестораторами, и эти проекты до сих пор живы. Наверное, это неслучайно?
Н.М.: Конечно неслучайно! У многих в корне неверное представление о нашем бизнесе. Считается, что если человек хорошо готовит, то он может открыть ресторан, на самом деле бизнес основан на огромном количестве нюансов и мелочей, на технологиях, и, во многом, на психологии. Как правило, у рестораторов-новичков хватает денег, чтобы построить заведение, сделать дизайн-проект, закупить оборудование, в общем, на какие-то крупные вещи. На мелочи часто не остается ни средств, ни внимания. А именно в них залог нашего успеха.
«Р.»: Говорят, кризис – благоприятное время для демократичных проектов…
Н.М.: С одной стороны, да. С другой, современные тенденции таковы, что средний чек в ресторанах снижается и постепенно приближается к нашему порогу. Даже мы (ресторанный дом Делоса – прим. ред.) в ресторанах «Оранж 3» и «Фаренгейт» делаем бизнес-ланчи по 400-500 руб. Это реальность, с которой нам вскоре придется как-то жить. И каким-то образом сохранять лояльность гостей. В наше время, чтобы выходить на рынок с аналогичным демократичным проектом, необходимо иметь огромный опыт и команду высококвалифицированных профессионалов во всех областях: сильнейших технологов, менеджеров, экономистов, финансистов, маркетологов, аналитиков. Это серьезнейшая задача. На сегодняшний день организация демократичного сетевого бизнеса «с нуля» – это если не утопия, то серьезная и очень тяжелая работа. Непрофессиональным рестораторам это не под силу.
«Р.»: Тем не менее, на рынке за последний год появилось немало новичков и интересными и успешными проектами.
Н.М.: На энтузиазме можно открыть небольшое заведение, где один-два человека будут совмещать функции логистов, закупщиков, менеджеров и актеров за прилавками. Но у нас арифметика больших чисел. Сетевой проект – это машина. Только горящими глазами не обойтись. В нашем бизнесе на первом месте стоит профессионализм во всех областях и четкий расчет. Права на ошибку у нас нет. Здорово, когда есть задор, когда люди любят свою работу. Но это становится возможным, когда вся машина четко и слаженно работает. Вот тогда можно ходить и улыбаться гостям.