#БИЗНЕС#LIFE
Поехали: как живут рестораторы, пересевшие на фудтраки
Мобильные рестораторы из разных городов России рассказывают о том, как работает их бизнес на колесах, который государство никак не одобрит (а бизнес все равно развивается)
#бизнес#LIFE

Поехали: как живут рестораторы, пересевшие на фудтраки

Мобильные рестораторы из разных городов России рассказывают о том, как работает их бизнес на колесах, который государство никак не одобрит (а бизнес все равно развивается)
Текст Нина Макогон, редактор Наталья Савинская
Фото архив героев материала
С 2016 года, когда в РШ вышел исторический лонгрид о теории и практике мобильной торговли, объясняющий про фудтраки примерно все, изменилось много чего в мире. Но законодательная база в России, которая не дает мобильным форматам общепита бурно расти и процветать так, как это происходит, например, в Соединенных Штатах, на каком месте была 5 лет назад, на том же примерно и осталась. Тогда казалось вот-вот вопросы решатся, но воз (то есть фудтраки) и ныне – то ли едет, то ли стоит. Мобильные рестораны никак не могут перемещаться по городу, вслед за трафиком, как это происходит в идеальных моделях такого бизнеса. Как и пять лет назад, для работы фудтрака необходимо арендовать место, заключив договор аренды с частной компанией, например, ТЦ, или общественным пространством, например, городским парком – и торговать с колес, стоя на этом конкретном месте. Это, впрочем, не мешает формату развиваться и, с учетом обстоятельств, активно. А прямо сейчас открывается новый – высокий для формата – сезон.
Эксперт по подбору персонала в рестораны, основатель кадрового агентства RABOTARESTORAN и сервиса RabotarestoranBot Нина Макогон поговорила с 6-ю участниками мобильного ресторанного рынка и выяснила как они живут, куда едут, сколько тратят и зарабатывают, что советуют не делать новичкам и каким видят будущее самого формата "еда на колесах".
Контекст момента
В 2018 году на рассмотрение Госдумы был предложен законопроект, принятие которого дало бы возможность ресторанам на колесах перемещаться с места на место или как минимум отделило бы мобильную торговлю от нестационарной, ввело понятие торгового объекта на колесах и регламентировало бы работу таких объектов.(в частности, должно было быть прописано право для организующего торговлю бизнеса заключать твердые договоры на торговлю с фудтрака минимум на 5 лет, с возможностью пролонгации без проведения аукциона).
Принятия закона ждали в 2019-м, а к мобильной торговле присматривались самые крупные кофейные и прочие сети, – не дождались. В 2020-м на фоне пандемии, тему снова стали активно обсуждать, и, кажется, лучшего момента "решить вопрос" вообще не было. Глава Минпромторга Мантуров летом 2020 года даже просил Госдуму вернуться к рассмотрению законопроекта 2018 года, уверяя, что его принятие крайне актуально на фоне пандемии. Но нынче апрель 2021-го, главный сезон фудтраков уже можно считать открытым, а ничего нового не произошло. Как и пять лет назад, единственная возможность работать законно – арендовать место, заключив договор аренды с частной компанией, например, ТЦ, или общественным пространством, например, городским парком – и торговать с колес, стоя на этом конкретном месте. Впрочем, в феврале 2021-го все тот же министр Мантуров сообщил, что Минпромторг рассчитывает на принятие закона о мобильной и нестационарной торговле «в ближайшем будущем». К законопроекту, заметил он, были замечания у Совета Федерации, однако все «замечания учли, компактизировали этот законопроект». Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о неотложных мерах поддержки малых и средних предпринимателей в сфере торговли, согласно которому регионам рекомендовано содействовать организации розничных рынков и ярмарок в многолюдных местах, а также оказывать всяческое содействие развитию торговли (особенно фермерской) с помощью автолавок (распоряжение полностью – по ссылке). Минпромторг к 1 мая должен "представить в Правительство Российской Федерации доклад о проведении мониторинга реализации субъектами Российской Федерации настоящего распоряжения". Это распоряжение Правительства и пасcы чиновников вокруг него очень вдохновляют активистов мобильной торговли. И хотя о мобильных ресторанах, естественно, в документе нет ни слова, формату тоже может перепасть и мест, и внимания региональных властей, на что рестораторы и рассчитывают. Как и на принятия законопроекта о поправках в ФЗ о торговле, который может дать толчок более активному развитию формата фудтраков.
PS Когда этот текст был опубликован, статус законопроекта № 601732-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли) находился в статусе отложенного и включенного "в примерную программу решением Государственной Думы на май 2021 года".
Герои формата
Юрий Минин
сооснователь бренда Blinskiy, сооснователь управляющей компании D.A.S. Division, управляющий рестораном "Хофбург", Калининград
Instagram кафе

Мобильное кафе «Блинский», специализируется на блинах с разнообразными начинками и работает в Калининграде с января 2021 года. Основатели – Юрий Минин, который в индустрии гостеприимства с 2003 года, и Николай Храмов – предприниматель, ведущий и организатор событий
О выборе формата
Помните фильм «Шеф на колёсах»? История о мечте работника общепита обрести мобильность. Эта идея зрела много лет, но не было подходящего фудтрака. Мне определенно не нравились переделанные почтовики и гаражная сборка. Позже начали появляться производители, стали делать прицепы, хорошо оснащённые и чистые. Я начал наблюдать за компанией «Еда на колёсах», с которыми мы сейчас работаем. Это абсолютно другая визуальная картинка, и оснащение отличное. Мы начали к ним присматриваться, а когда они реализовали проект «Рестопаркинг», я понял, что точно хочу такой трак. Конечно, подстегнула еще и пандемия. Нужно было что-то делать. Непонятно было, что будет происходить дальше.
Фудтраки – это самый безопасный общепит. С ростом турпотока, в частности в Калининградской области, мне пришла в голову мысль, что только фудтраки могут обеспечить большое количество людей качественным обслуживанием. К примеру, на побережье нужно ждать в очередях, бронировать столики в кафе и ресторанах. Многих людей фастфуд, который есть, уже не устраивает в таких зонах. Хорошо оснащённый фудтрак может дать ресторанное качество и накормить большее количество людей. В любое место, где появилось много людей, могут приехать фудтраки и отработать качественный и безопасный сервис. Фудтрак – это полноценное производство на колёсах. Когда такая идея появилась на рынке, захотелось работать именно на таких классных аппаратах.

О вложениях для запуска
Мы начали с 2-х млн рублей. Туда входила и покупка трака, – у нас версия без колес. Также туда входили оборотные средства, фонд зарплат, вывески и так далее. Многие с нами спорят и говорят, что у нас не трак совсем. Да, у нас нет прицепной системы, колёса съемные, перемещаться мы можем на эвакуаторе. Однако у нас есть фары, есть колёса, которые лежат под холодильником. Конечно, мы не колесим самостоятельно по дорогам, но имеем такую возможность. Обычную палатку перевезти гораздо сложнее, а мы просто сделали выбор в сторону самого компактного варианта.

Об изменениях рабочих процессов из-за пандемии
В начале пандемии было непонятно, как работать и что делать. Говорили, что мы выйдем совершенно другими, что сильно изменятся рабочие процессы. Тогда так казалось. А сейчас движение идет, работа идет, и ничего не поменялось, кроме санитарных моментов. Мы стали еще тщательнее относиться к чистоте: носим маски, помимо того, что моем руки, еще и санитайзером их обрабатываем. Это просто дополнения, но кардинальных изменений нет. К слову, у нас не было трака до пандемии, он появился под конец ограничений в Калининграде. Он стартовал 2 января 2021 года. Я думаю, что во время пандемии сети уличной еды получили хороший рост. Привычка готовить дома все больше уходит в прошлое. В связи с ограничениями, по моему мнению, сформировался запрос на качественную уличную еду.
О доходах
Пока мы нисколько не зарабатываем. Мы все ещё в состоянии старта – это нормально. В Калининграде лютая зима – это давно забытая история, однако в феврале мы получили -16, -20 градусов, что довольно экстремально для нас. Для уличной торговли зима не самое классное время. Мы ждали, что вообще не будет выручки, но, на удивление, приезжали гости и покупали еду с собой.

О трудностях бизнеса
В Калининграде достаточное количество предпринимателей хотели бы заниматься фудтраками, но пока есть серьезная проблема с местами для них. Во многих муниципалитетах не хотят видеть торговые точки на колёсах. Пока в городе не так много качественных фудтраков, и власти не до конца поняли, что это такое. Мы стараемся работать и показывать. Отдельного законодательства по фудтракам нет, пока власти запрещают размещать траки на побережьях и в местах скопления людей. Возможно, это связано с безопасностью, чтобы предотвратить несчастные случаи. Но траки появляются, потому что мечтателей хватает. Хороший пример: трак ставят возле действующих ресторанов, чтобы обезопасить его от закрытия, чтобы была торговая точка. Они работают и на тех, кто хочет посидеть в ресторане, и на проходящих людей.
Наша самая большая трудность – мы хотим расти быстрее. Blinskiy мы создали под рост и понимаем, как сохранить технологии, как развиваться, как набирать и быстро обучать персонал. Сейчас у нас персонала даже больше, чем нужно, мы их обучаем в надежде на то, что у нас получится подрасти. Но мы упираемся в места, – деньги оказалось найти проще, чем возможности по размещению в городе.
Для всех, кто только задумывается или начинает вливаться в этот бизнес, мы с моим коллегой ведем свой Youtube-канал про запуск фудтрака, который называется «В процессе» –рассказываем о задачах и трудностях, с которыми мы сталкивались, и о том, как мы их преодолеваем.

О развитии
Все, начиная от бренда, заканчивая продуктом, инструкциями – мы делаем с замахом на франшизу. У нас яркий бренд, у бренда есть свой герой, который будет изображён в мультипликационном варианте. Мы сейчас доделываем мультики с ним. Мы работаем вдвоём. Мой партнёр, Николай – очень харизматичный товарищ, делает так, что нас будут знать многие.

О трендах в формате
Я думаю, что сейчас сами фудтраки становятся трендом. Появляются траки с посадкой внутри, часть фудтрака – это кухня, а часть – посадка. Мне очень нравится эта история.Появляются высокотехнологичные фудтраки с установкой очень серьезного и дорогого оборудования, например, систем дымоудаления. Рядом с траком, который работает на угольной печи, дымом почти не пахнет. Есть и тренд собираться стаями – рестопаркинг. Ещё меня удивили парикмахерская, салон красоты, криокамера, баня, цветочный магазин на базе фудтрака. Пока непонятно, выльется ли это в долгоиграющий тренд, но выглядит интересно. Но главный тренд — это то, что в прицепе реализовано полноценное, чистое производство.

»
Алёна Медведева
владелица кофейни Red fox, Мурманск
Instagram кофейни

"Самая северная мобильная кофейня" Red foх работает в Мурманске с 26 декабря 2020 года. Специализация – кофе, чай и выпечка, руководит проектом новичок в ресторанном бизнесе – Алена Медведева в прошлом госслужащий
О выборе формата
Когда была пандемия, появилось чуть больше свободного времени, и я решила поучиться чему-то новому. Давно была идея открыть своё дело и я пошла на онлайн-курс Саши Афанасьевой «Как открыть свою кофейню". Отучилась и поняла, что могу, появилось понимание того, чего хочу и как это осуществить. Я поняла, что лучше открывать что-то такое, чего еще нет в моем городе, а в Мурманске не было фудтраков. Мне показалась эта идея очень классной и, конечно, я рассчитывала на вау-эффект.
Связалась с московским заводом «Еда на колёсах», выбрала модель Street Mini. Мне показалось, что она удачным образом впишется в облик центра города. А Street Mini это не обычный фудтрак, он на съемных колесах, выглядит как фудтрак, но им по факту не является. Как раз создан для городского пространства, скажем так, – гламурный павильончик.
Открывались мы 26 декабря в новогоднюю ярмарку, организованную Правительством области, нам пошли на встречу и включили нас в мероприятие. И сразу же был отличный эффект. За две недели ярмарки мы обслужили в районе 6000 человек, нас посетил губернатор города. С первого же дня были отличные выручки.

О вложениях в запуск
Сам фудтрак стоил около 1300000 рублей. Оборудование, покупка продуктов на первый месяц – 1700000 рублей.

О доходах
В период проведения ярмарок и других городских мероприятий – цифры заработка одни, а в обычные дни – совсем другие. Думаю, чистая выручка составляет примерно 200 000 рублей в месяц.
О трудностях бизнеса
С трудностями мы столкнулись, когда ярмарка прекратила свою работу, соответственно, мы уже официально работать не могли. Поскольку земля муниципальная, заключить договор с администрацией на эти места было невозможно, так как есть постановление, в котором запрещено нахождение любых объектов в красных зонах, под козырьками зданий и так далее, стоять официально практически везде запрещено. Такая политика была лет 10 назад – полностью убрать все ларьки с улиц. Время изменилось, и на место обшарпанных ларьков пришли яркие, красивые, обустроенные по санпиновским нормам фудтраки и павильоны. Однако постановление старое, но действующее, поэтому мы поняли, что место в городе согласовать невозможно и стали рассматривать частные территории. Самая главная трудность для владельцев фудтраков – безусловно, место размещения. Затем нужна точка подключения (кабель с электропитанием). Поэтому совет всем, кто хочет идти в подобный бизнес – сразу понимать, куда он официально может встать.

О трендах в формате
Тренды есть конкретно в том или ином городе. В Мурманске – всё тренды, а в Москве сложно удивить людей. У нас может понравиться любое нововведение, то, чего ещё нет в городе.

О перспективах
От этого бизнеса у меня очень позитивные ощущения, хочу ещё один фудтрак приобрести. Хочется развивать этот бизнес, мне он кажется очень интересным и перспективным. Есть запрос от жителей города, и есть потенциал роста в этой сфере. Так что будем надеяться, что произойдут изменения в законодательстве, благо предпосылки для этого есть.

»
Ханун Бенагуев
владелец мобильной сети ресторанов 1-st Food Factory, Санкт-Петербург
Instagram сети

Мобильная сеть ресторанов 1-st Food Factory (сейчас в сети три точки) появилась в Санкт-Петербург в 2017 году. Кафе специализируются на приготовлении швармы и бургеров, а автор сети Ханун Бенагуев в прошлом владелец нескольких ресторанов восточной направленности
О выборе формата
Идею я подглядел в Америке, мне это всегда нравилось, и со временем я понял, что можно сделать что-то похожее и у нас в России. До фудтрака у меня было три ресторана с восточной кухней, первое время они работали успешно, но потом локации стали постепенно приносить все меньше прибыли, произошло это по ряду причин. Ребрендинг ресторана стоит больших денег и этот фактор также подтолкнул к покупке фудтрака – такой вариант мобилен, более свободен в плане бизнес-процессов. Кроме того, концепция фудтрака с большей легкостью поддается изменениям.

О вложениях в запуск
Фудтрак имеет свою стартовую стоимость, а дальше цена уже варьируется в зависимости от предпочтений клиента, для наших задач стоимость составляет около 4,5 млн рублей.

О доходах
Мы живем на 12%-14% от выручки, это нормально для общепита. Пандемия на нас повлияла в положительную сторону, в силу закона мы имели право работать во время карантина.

О трудностях формата
Трудность только одна – нет необходимой мобильности. К сожалению, заложенный потенциал концепции фудтраков не реализовать, мы привязаны к участку и не можем передвигаться. Сложность состоит в поиске участка для работы. К сожалению, на государственных и городских территориях мы не можем стоять из-за юридических сложностей, а частные территории не всегда подходят под наши критерии.

О конкуренции
Да, в Петербурге огромное количество заведений, которые предлагают шаверму. Я изучал рынок перед тем, как начать и понял, что у всех заведений подобной направленности примерно одинаковый набор позиций. Я же взял за основу способ приготовления швармы, который используется на Ближнем Востоке. Повара с Востока помогали нам в разработке меню, а мы его уже дорабатывали под нашего потребителя. На выходе получился эксклюзивный продукт, поэтому конкуренции мы не боялись.
О трендах в формате
Я считаю, что в тренде всегда будет разнообразие кулинарного мира. Нужно давать людям возможность попробовать разные кухни в одном месте. Я подглядел это в Америке, там рядом друг с другом могут стоять 20 заведений абсолютно разных направленностей. И это круто!

О перспективах
У нас есть планы по расширению, конечно, но пока главной проблемой является поиск подходящих мест под наши фудтраки. Очень многие интересуются нашей франшизой, но я считаю, что подход к франшизе должен быть грамотным. Просто брать деньги и пускать все на самотёк крайне глупо, ведь мы можем потерять свое лицо. Потенциальный франчайзи должен получать от нас готовый полуфабрикат, мы должны научить его правильно готовить и отдавать гостям. Сегодня имеется план увеличения мощности нашего цеха по производству полуфабрикатов, только после его модернизации можно будет думать о возможности запуска франшизы.

»
Сергей Алексютенко
владелец ресторана "Янхук"
Instagram ресторана

Гастрономическая бургерная "Янхук" работает в Зеленограде с лета 2018 года. Специализируется на бургерах из натуральных продуктов.
Владелец и шеф-повар Сергей Алексютенко – шеф с более чем 15-летним стажем, работал с Аркадием Новиковым, Константином Ивлевым, Виталием Кимом, Буэсси Куншефом, Сергеем Батуковым
О выборе формата
Однажды я познакомился с владелицей благотворительного фонда "Движение - это жизнь" - Мариной Фомичевой, и тоже решил помогать людям, – теперь с каждого проданного бургера перечисляется определенна сумма в фонд. Также фудтрак позволяет перемещать ресторан в любую точку города. Вообще, "Янхук" – проект который я хотел открыть более 10 лет, начинал с небольшой бургерной, а сейчас я веду три проекта "Янхук Бургерная" @yanhuk1 , "Янхук street-food", "Янхук кейтеринг", "Янхук шава". У проекта уже имеется один брендированный фудтрак премиум класса, который начал работу в Москве и МО. Гастрономическая бургерная "Янхук" это что-то новое в мире бургеров, только натуральные и свежие ингредиенты. Несколько раз в год я летаю на остров Маврикий, где нахожу вдохновение для новых блюд, чтобы удивлять гостей на родине.

О вложениях для запуска
Для запуска фудтрака было вложено два с половиной миллиона рублей.

Об особенностях бизнеса
Во время пандемии бизнес шел только вверх, так как все рестораны были закрыты, но люди хотели есть вкусную и необычную еду, а гастрономическая бургерная "Янхук" предоставляла эту возможность благодаря фудтраку. Выручка в это время тоже была хорошая, – мало конкурентов и необычный формат.
Сегодня проблемы нашего формата такие же как у любого другого – высокие цены на товары, еще больше количество людей ленится и не хочет работать. Типичные проблемы для ресторанного бизнеса

»
Дмитрий Бруев
владелец фудтрака «В НЕБО», Мурманск
Instagram проекта

"В НЕБО" Дмитрия Бруева открылся в декабря 2019 года, в Подмосковье, а в январе 2021-го переехал в Мурманск. Основа меню – рокет-роллы и кофейные напитки
О выборе формата
Я с детства люблю готовить, но никогда не занимался едой. Управлял компаниями, занимался по большей части продажами, развитием сетей. Раньше я часто посещал различные гастрономические фестивали, но никогда не мог найти то, что выделяется. Я считаю, что авторского фастфуда в России крайне мало. Есть "Макдоналдс" и "Бургер Кинг", но еда, которая хранится 7 дней, и с ней ничего не происходит, – не еда. Я считаю, что фастфуд может быть полезным. Глядя на Америку, мы видим другой уровень развития этого бизнеса, видим разнообразные и интересные вариации, маленькие семейные бизнесы или фудтраки, подъезжающие к торговым центрам на обед. Мне тоже хотелось чего-то интересного и разнообразного, поэтому я решил применить для готовки технологию сувид, которая позволяет готовить вкусные и полезные для здоровья блюда.

О вложениях для запуска
Размер моих вложений составил примерно 4,7 млн рублей. Я брал лизинг на юридическое лицо, которое идет без НДС, поэтому переплата составила 700 тысяч рублей. Еще я взял много лишней посуды, утвари и всяких мелочей. Но эта сумма включает в себя все, вплоть до проработки фартуков и блюд.
О доходах
Заработок — понятие растяжимое. За год работы мне не удалось выйти на прибыль, но были месяца, когда удавалось закрывать лизинг, который у меня составляет 160 тысяч рублей. Таким образом, можно считать, что владелец фудтрака зарабатывает 160 тысяч рублей, а также эмоции и колоссальный опыт. Получать прибыль можно, просто я запускал проект в самый неудачный момент. Фудтрак был сделан к зиме, возникли юридические сложности при получении места для размещения. В связи с этим фудтрак стоял без работы 2 месяца. Затем проходили небольшие фестивали, на смену выезжали 4-5 человек, и вся прибыль уходила на зарплату. Для сравнения, впятером нам с трудом удавалось сделать кассу в 30 тысяч рублей. А этой зимой был фестиваль «Сыр. Пир. Мир», где мы вдвоём уже делали кассу 250 тысяч рублей и справлялись отлично, потому что оптимизировали все процессы.

О трудностях формата
Самая большая трудность связана с арендой. Если бы фудтраки были утверждены на законодательном уровне, то с местами для их размещения не было бы столько сложностей. Мы совсем недавно переехали в Мурманск. Это такой резкий неожиданный поступок, который многие почему-то называют смелым. Так вот, здесь таких сложностей нет, потому что наш формат тут в диковинку, и я знал куда еду и к кому. В Москве и Московской области найти достойное место просто невозможно, с кем бы из сообщества я не общался, все испытывают колоссальные трудности с поиском хорошего места. Также играет свою роль сезонность. На севере люди к морозу относятся иначе, для них температура минус 10 градусов — это уже тепло, да и для меня самого теперь тоже. И конечно, кадры — стандартная проблема, трудно найти хорошего повара и продавца в одном лице. А так, особых трудностей нет, мы сталкиваемся больше с недоверием людей к нашему формату. Все из-за того, что 90% игроков рынка готовят из замороженных продуктов, поэтому люди думают, что все такие. Но мы не такие, моя миссия состоит в том, чтобы доказать всей России, а затем, надеюсь, и всему миру, что можно относиться к фастфуду по-другому. Фастфуд не значит "вредно", фастфуд значит "быстро".
О трендах в формате
Даже представления не имею какие есть тренды, потому что я сам хочу диктовать тренды. Могу сказать одно – нужно смотреть на Америку, через 7 лет это все может быть у нас, если мы будем делать все правильно.
Основной наш тренд пока — это покупка наиболее быстрого в приготовлении продукта, конечно, это заморозка и цель состоит в том, чтобы продать его как можно дороже.

О переезде в Мурманск
Это интересная история... Когда началась пандемия, я выложил фудтрак на авито. Денег не было, стало совсем тяжело. Когда баланс составил минус 800 тысяч рублей, я понял, что что-то идёт не так. Откликов на объявление практически не было, но зато начали звонить люди, которые тоже занимаются фудтраками. Начали появляться новые знакомства, какая-то общая информация, стали предлагать места, поэтому я решил его оставить. Таким же образом на меня вышел один из учредителей очень крупной компании в Мурманске с предложением купить фудтрак. Я понял, что это может стать для меня неким трамплином, и мы решили поехать в Мурманск.
Насчет возвращения пока не решил. Проблема в том, что бизнес в Москве не оставляет времени на личную жизнь, я чувствую это сейчас. Там (в Москве) ощущается постоянная загруженность, злость, агрессия, суета. Здесь (в Мурманске) спокойно: природа, свежий воздух и хорошие люди.
Что же касается бизнеса, то покупательская способность в принципе сохранилась такой же, но изменилась сама структура потока гостей. Люди более добрые и не привыкшие к высокому классу сервиса, поэтому проще управлять чеком. В Москве народ недоверчиво относится ко многим вещам, а здесь все строится на доверии. Средний чек вырос, здесь мы начали вводить новые позиции из местной рыбы. Аренда такая же, разрыв в доходах населения тоже такой же, как в Москве, – у кого-то совсем ничего нет, а у кого-то так много, что не знают куда тратить.
Советы Бруева: как сократить расходы при запуске фудтрака
1
Не экономьте на привлечении профессионалов при создании меню. Технолог нужен, чтобы у владельца было понимание о доходности продукта. Многие работают, не зная себестоимости блюд, часто у людей даже нет технологических карт. Продукты в меню должны быть пересекаемыми, нужно стремиться снижать количество закупаемых позиций, это сократит товарный остаток.
2
Обязательно стоит проконсультироваться с профессиональным поваром по оборудованию. Лишний инвентарь – дополнительные затраты. Неподходящий инвентарь – то же самое, плюс ошибки в процессе работы.
3
Сначала место, только потом покупка. Пока вы не получили договор об аренде места, лучше воздержаться от каких-либо действий.
4
Покупка фудтрака должна производиться строго к началу сезону. Я сильно обжегся на этом.
5
Важна форма оплаты, если говорить о покупке в лизинг, то нужно постараться оформить или найти ООО с НДС, в таком случае не будет никаких переплат.
6
Не надо экономить на персонале. Лучше немного переплатить и получить настоящего профессионала своего дела.
7
Нужно заранее планировать внутреннее пространство в соответствии с позициями сотрудников. Каждая столешница должна быть достаточной по размеру и находиться на своём месте. Вся утварь и оборудование должно соответствовать специфике меню.

»
Рафаэль Хабиров
основатель MOBITRUCK by EdaNaKolesah.com
Instagram компании
Одна из первых в России компаний-производителей фудтраков EdaNaKolesah зародилась в 2016 году. Ее основатель Рафаэль Хабиров по образованию нефтяник, изначально основным видом деятельности являлось проектирование нефтегазовых месторождений. Первый проект создания автофургона для стритфуда был чистым стартапом энтузиаста, а уже в 2019-м выручка его компании составляла 380 млн. рублей
О формате мобильной торговли
Рынок испытывает невероятный подъём. Во-первых, люди начали задумываться об обеспечении собственной финансовой безопасности. Вложение средств в коммерческую недвижимость, такую как аренда помещений в торговых центрах, выгодно только арендодателям. Бизнесмены стали понимать, что, приобретая бизнес, который затем можно перепродать, они получают некоторую защиту в финансовом плане. Порог входа на фудтраке ниже, он мобилен, и его можно брать в лизинг. Тренд явно идет к тому, что владельцы фудтраков будут в ближайшее время процветать, как и производители, и люди, которые создают всю инфраструктуру.
Кроме того, потребители начинают по-другому воспринимать такой формат общественного питания. Они понимают, что сейчас это не просто какая-то забегаловка, а настоящий мобильный ресторан, который может вкусно накормить и пройти проверки без каких-либо взяток. Постепенно современные фудтраки прививают эту идеологию, что является большим шагам на пути к прогрессу. Хочется, чтобы через 10 лет мы оглядывались назад и понимали, что поменяли рынок и сделали людям только лучше.
О законодательных актах
Федеральный 381 закон о торговле говорит, что торговать можно с транспорта, с прицепов, с полуприцепов, с автомобилей, – это всегда было законно. Единственная проблема была в том, что это не было урегулировано. 3 февраля 2021 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин сказал, что все города и регионы должны предоставить видение этого законодательного акта на своем уровне, что будет учтено в поправках к закону.
В данном случае речь идёт про выставочную, ярмарочную деятельность, про развозную торговлю. От отсутствия четких формулировок сейчас страдают фермеры и предприниматели. На местах власти ждут выхода закона, утверждающего поправки к 381 ФЗ и утверждают, что такой вид деятельности не урегулирован. Люди, желающие работать, приходят со своими автолавками и фудтраками, а им говорят, что было бы лучше купить помещение или взять в что-то аренду.
Но на самом деле, автолавки – самый быстрый способ доставки еды от фермерских хозяйств к нашему столу. Небольшие хозяйства могли бы сами с помощью фудтраков поставлять свою продукцию и сразу продавать. Однако из-за того, что это не урегулировано, люди боятся это делать, и мы не видим широкого распространения этой отрасти. Сейчас проходят заседания, на которых я транслирую интересы индустрии фудтраков, 1 мая все регионы должны будут предоставить отчет, поэтому вскоре эта проблема решится, а мы увидим взрыв интереса к этому направлению.

О влиянии пандемии на формат
В связи с пандемией наша компания выросла в три раза, это произошло по ряду причин. Во-первых, когда рестораны были закрыты, фудтраки продолжали свою работу. Во-вторых, Роспотребнадзор ужесточил требования к уличной торговле в рамках СанПина.
В результате сократилось количество точек уличной еды, убрали палатки и шашлычников, которые были фаворитами на многих мероприятиях, теперь их заменяют фудтраки. В-третьих, по сравнению с обычными ресторанами фудтраки более безопасны, за счет наличия естественной вентиляции на улице.
Из минусов, за это время выросла стоимость комплектующих и на некоторые очень даже сильно, например, на металл.
Наша компания при этом не изменила цену на фудтраки.

О влиянии пандемии на компанию
Мы модернизировали внутренние процессы, и теперь наша компания осуществляет полный цикл производства от сырья до готового продукта. Также нам удалось выйти на европейские рынки, отрыли представительство в Германии, Финляндии, увеличили поставки в Норвегию, зашли на рынок Молдавии, Литвы, Швейцарии, Франции.
Во время пандемии мы производили дезинфицирующие боксы и шлюзы с УФ-облучением, которые устанавливались в фудтраках. Сейчас это не так востребовано, поэтому мы развиваемся в других направлениях, например, запустили проект баня на колесах и дом на колесах. Еще один новый продукт – модульный трак на 60 кв.м., который может работать на выдачу, но при этом укомплектован посадочными местами внутри. На старых моделях добавили возможность посадки внутри для северных регионов нашей страны.

О будущем формата
В связи с пандемией стало очевидно, что недвижимость уже не является безрисковым вложением, и доля вероятности потери денежных средств только увеличивается. А мобильные форматы бизнеса становятся более актуальными в рамках инвестиций. Фудтраки можно легко брать в лизинг с минимальным первоначальным взносом, так как это транспортное средство, которое может быть залогом для лизинговых компаний. Современные технологии позволяют фудтракам использовать те же возможности, которые существуют в обычных ресторанах. Так что сейчас это направление будет только развиваться.

»