Позитив, негатив, желания, тренды и ресторанный бум (или не бум) 2023-2024
14 российских рестораторов и 1 главред подводят итоги уходящего года и делают свои ставки на следующий
Позитив, негатив, желания, тренды и ресторанный бум (или не бум) 2023-2024
14 российских рестораторов и 1 главред подводят итоги уходящего года и делают свои ставки на следующий
Редактор Наталья Савинская
Фото
архив героев и Форума лидеров фуд-индустрии «Пальмовая ветвь ресторанного бизнеса»
На обложке
новогоднее оформление веранды ресторана Mr.Lee, Москва
Всё, что было в 2023-м, должно остаться в 2023-м, – говорит один из героев этого новогоднего ревю мнений, ощущений, итогов уходящего и прогнозов на будущий год. Но есть и другие варианты ответа. Главред РШ Наталья Савинская спросила участников рынка о причинах нынешнего ресторанного бума (и о том, надолго ли этот бум), о главном негативе и главном позитиве 2023 года, о планах на следующий год, трендах, которые увидим в 2024-м, и о том, что бы хотелось оставить в прошлом навсегда. Отвечают новые звезды индустрии, опытные прогнозисты и рестораторы из самых разных регионов страны – от Владивостока до Волгограда

Евгений Реймер, Самара
Ресторатор, основатель ассоциации ресторанов Milimon Family, в портфеле которой более 30 заведений разных форматов в Самаре, Саратове, Оренбурге, Новокуйбышевске, Геленджике и Москве
Самая большая проблема рынка 2023 года - это персонал, кадровый «голод», который с каждым годом увеличивается и нарастает. На данный момент это является сдерживающим фактором для развития отрасли.
Мой главный личный профессиональный позитив 2023 в том, что помимо основной деятельности в нашем родном городе мы занимаемся развитием культуры: поддерживаем театры, музеи, а также восстанавливаем фасады исторических зданий, в которых разместились наши новые проекты, созданные в 2023 году. И приятно осознавать, что помимо оказания искренне-гостеприимного сервиса, мы стараемся быть причастными к восстановлению исторического облика города.
Самый яркий тренд, который мы увидим на рынке в 2024-м. Сейчас настало время коллабораций. На стыке культур и опыта компаний, получаются еще более интересные проекты. Каждая команда привносит свою экспертизу, и, безусловно, это отражается на конечной оценке гостя. Наши плоды коллабораций, созданные в 2023-м году, это ремесленная пекарня «Белотурка» и барный особняк «Посольство».
(Прим.ред. Больше о «Белотурке» и других примечательных самарских проектах и уникальном самарском вайбе можно почитать в этом материале Натальи Савинской для chef.ru)
Основные профессиональные планы на 2024-й. В 2023 году мы продали франшизу ресторана «Ваще Огонь». И проект успешно стартанул в Ижевске, что подтвердило наше понимание правильной модели развития через франчайзинг. В 2024 году мы будем наращивать это направление, заходить по данной модели в другие города. Так что приглашаем вступить в ряды наших партнеров!
Что бы я оставил в уходящем году навсегда? Прежде, чем вступать в любой проект, необходимо задавать самому себе вопрос: «Зачем?», «Для чего?». Мы, так же, как и большинство предпринимателей, люди деятельные, просто беремся и делаем. И не всегда достаточно времени сделать тщательный анализ, насколько это раскрывает наш талант. Необходимо делать именно то, что получается лучше всего. Хотелось бы оставить в прошлом то время, когда мы растрачивали себя. Сейчас мы знаем, что лучше всего у нас получается создавать рестораны-порталы, миры, яркие концептуальные проекты. Этим мы и планируем заниматься дальше.
В чем причина ресторанного бума? Движение капитала, вот в чём смысл сегодняшнего ресторанного бума. Вообще, достаточно много денег внутри страны сейчас скопилось. Кто-то реинвестирует, из того бизнеса, который уже не работает. А как мы знаем, люди всегда ели, едят и будут есть.

Дмитрий Романов, Москва
Сооснователь Folk Team (Folk, Amber, Eno Bistro)
Самая большая проблема рынка 2023 года – это люди, то есть сотрудники ресторанов.
Мой главный личный профессиональный позитив 2023 года заключается в том, что мы выжили и стали крепче.
Самым яркий трендом, который мы увидим на рынке в 2024-м, полагаю, станет тяжелый люкс с белыми перчатками для богатых и для бедных.
Мои основные профессиональные планы на 2024-й
1. Открыть несколько хороших ресторанов
2. Научиться больше предпринимать и меньше менеджерить.
В уходящем году навсегда мне хотелось бы оставить функцию прораба стройки новых проектов.
В чем причина нынешнего ресторанного бума и надолго ли он? У меня нет ответа, куда ещё ходить людям за эмоциями и развлечениями так же часто и разнообразно, если не в рестораны. Есть спрос, будет и предложение.


Светлана Дробот, Москва
Ресторатор, основатель и совладелец холдинга BBGROUP (Rebecca, LINBISTRO, TOKYO, бар Ester, Battuta, Обломов, Osteria di Campagna, BBGrill)
Самая большая проблема рынка 2023 года. Никого не удивлю - дефицит кадров. Не побоюсь этого слова, но речь идет о падение в 30%. Ситуация такова, что тон на рынке труда в общепите задают кандидаты. Они имеют по несколько предложений о работе на руках и выбирают лучшие, а не наоборот.
Мой главный личный профессиональный позитив 2023 в том, что несмотря на сложности, московский рынок бурно развивался. А самое главное – в ресторанах были гости! Полные рестораны – самые главные аплодисменты для любого ресторатора.
Самый яркий тренд, который увидим на рынке в 2024-м?
1. Очень верю в регионы – вот где стоит ожидать серьезный скачок в ближайшее время.
2. С рынка уйдут менее гибкие и не эффективные проекты, а те, кто останется, будут перестраивать отношение к персоналу и его ценностям.
3. Уже есть тренд на открытие «богатых» событийных ресторанов с тунцом, привезенным из Японии, и анчоусами из Апулии (совсем недавно это было обычным делом, теперь – снова диковинка). И для гармонии - будет больше небольших гастрономических бистро с простой, понятной едой из качественных локальных и сезонных продуктов по приемлемым ценам (для большей части аудитории).
4. Продолжится тренд на классные места за ТТК - «на районе».
5. Думаю, в ближайший год азиатская кухня будет снова на пике, точнее – курс на Восток.
Наши основные профессиональные планы на 2024-й - развитие нашей корпоративной культуры, усиление HR бренда и то, о чем пока рано говорить.
Что бы я оставила в уходящем году навсегда? У меня каждый год одно и тоже пожелание. Хочется сохранить мир везде, и в нашем гастрономическом мире тоже!

Cергей Подпорин, Ростов-на-Дону
сомелье и совладелец LEO Wine&Kitchen, гастробара «Начало», бара «Стружки»
Самая большая проблема рынка 2023 года это постоянно меняющиеся вводные – цены, ассортимент, товарные остатки у импортеров, неустойчивый запрос широкой аудитории, изменение привычек постоянных гостей, да и сам гость довольно сильно изменился – старые наработки уже не так хорошо справлялись в этом году. Нужно было все время принимать новые решения в сжатые сроки. В регионах, где средний чек в ресторанах и барах растет медленно, а закупочная стоимость и расходы ресторана, наоборот, растут быстро, стало тяжелее работать с вином. Маржинальность бизнеса уменьшилась. Хорошее вино стало менее доступным, многие стали постепенно переходить с вина на более недорогие напитки.
Мой главный личный профессиональный позитив 2023 связан с тем как развиваются многие винодельни у нас на юге. Возьмем для примера хозяйство «Николаев и сыновья» в Долине Лефкадия. Помимо отличных вин, еще и много проделанной работы для развития винного туризма: два ресторана, красивая территория с разными опциями, своя ферма. Севастопольская зона развивается семимильными шагами. Правильный подход и внутренний микроклимат среди виноделов, перспективные новые проекты – это очень круто!
Самый яркий тренд, который увидим в следующем году, думаю, как раз укрепление позиций отечественных вин в картах ресторанов и на полках магазинов. Для идейных авторских мест уже достаточно толковых вин в среднем и среднем+ сегменте. Массовые вина от больших производителей тоже заметно подтянулись в качестве за последние годы, и, скорее всего, будут активно продвигать свою продукцию и чаще мелькать на мероприятиях. Ведь иностранных алкогольных бюджетов теперь нет, ниша для активного пиара свободна.
Ну и, вероятно, продолжится тренд на выбор напитков в пользу пива, коктейлей и настоек. В Ростове-на-Дону, например, бум модных рюмочных.
В 2024-м я, как сомелье, продолжу изучать винный мир, постараюсь проводить больше дегустаций и чаще кататься к нашим виноделам. А вот как молодому ресторатору, мне кажется, нам всем придётся меняться и трансформировать свою работу под изменяющиеся реалии, искать новые подходы, становиться более гибкими, сохраняя при этом себя и создавая новые ценности. Здесь как в кодексе самурая – у самурая нет цели, только путь.
В 2023-м хочется навсегда оставить напряжение и тревожность, которые сказывались на общем климате в ресторанно-барной индустрии, на бизнес-отношения и конкурентную среду. Хочется закопать тренд на безвкусицу и наглость, которые снова стали активно прорастать в обществе, вытесняя культуру на периферию. Ничего уникального не скажу – в новом году хочется больше созидания и добра!
В чем причина нынешнего ресторанного бума и надолго ли он? Во-первых, ресторанный бум неоднородный, в разных регионах по-разному. И я бы даже сказал, что это не ресторанный бум, а концентрация запроса на развлечения и быстрый дофамин. Ну а способов развлечь себя не так много – работы стало больше, выехать за рубеж теперь сложнее, в жизни большая доля неопределенности, поэтому многим хочется радовать себя здесь и сейчас. В Ростове это во многом движ событийный – растут банкеты, частные мероприятия и вечеринки по пятницам с субботами, когда народ ищет ярких эмоций. Еще бодро себя чувствуют кондитерские, удовлетворяющие запрос на успокоительное сладкое. В общем, всё это больше похоже на эмоциональное потребление, которое со временем должно трансформироваться во что-то другое.
Это не ресторанный бум, а концентрация запроса на развлечения и быстрый дофамин. Всё это больше похоже на эмоциональное потребление, которое со временем должно трансформироваться во что-то другое

Артем Лосев, Москва
Шеф-повар, ресторатор, телеведущий, соавтор проектов AVA, Patriki, Loona, Narnia и AVA bistro
Самыми большими проблемами на рынке в 2023 году стали инфляция, кадровый голод и сроки поставок. Но позитив в том, что состоит в года, конечно, то, что ⁠в условиях санкций рынок довольно успешно адаптировался.
В чем причина ⁠нынешнего ресторанного бума? Полагаю, что после ухода многих компаний из России освободились помещения, есть свободные ниши. Соответственно идет их наполнение.
В моих планах на 2024 основное – выход на международный рынок (Дубай).
Что бы я оставил в 2023-м и не тащил бы с собой в будущее? Лишние килограммы оставил бы в прошлом году, остальное беру с собой.


Мария Иноземцева, Владивосток
директор ZUMA, Топ-менеджер года по версии премии «Пальмовая ветвь» 2023
Самая большая проблема рынка 2023 года? Мне кажется, все, что было в 2023-м, должно остаться в 2023-м. А так, самая главная проблема рынка – отсутствие альтернативы производителей, поставщиков качественных продуктов для horeca. Для российского бизнеса год стал знаковым и плодотворным, запускаются новые производства сыра, рыбы и других культур.
Ваш главный личный профессиональный позитив 2023-го?
Здесь я могу предложить 1000 примеров. В этом году со мной случилось столько всего, что позволило вновь открыть доброту и безграничность русской души. Например, в феврале, когда мы начали рассматривать площадки для возрождения нашего ресторана, то уже понимали, что хотим снять документальный фильм, как команда пройдет этот сложный путь. Мы не были уверены, насколько точно мы возродим Zuma, какой она получится, уложимся ли в указанные даты и в бюджет. Но вся команда понимала – мы просто очень сильно «хотим возродить концепцию» и хотим это задокументировать. И тогда мы объявили, что каждый, кто хочет и может, в любом объёме, может помочь собрать бюджет на съемку фильма. Откликнулись гости. Откликнулись рестораторы и коллеги. И за месяц мы собрали все средства, которые были необходимы. Это ли ни счастье, когда тебя поддерживает не только команда, но и гости твоего ресторана, и коллеги по всей стране, верят в тебя и команду, верят в успех твоего дела!
Самый яркий тренд, который увидим на рынке в 2024-м? Тренды, стратегия и прогнозирование – для меня сладкие пирожочки. Обожаю прогнозировать. Самый яркий тренд, возможно, никого не удивлю, – бум национальной, региональной кухни, когда шеф-повара будут доставать рецепты из бабушкиных книг или рецепты из детства и готовить их по канонам современной гастрономии.
Ваши основные профессиональные планы на 2024? Дифференциация бизнеса. Создание и открытие новых видов концепций, новых регионов. И, конечно, творчество и еще раз творчество! Будь то гастрономия, мода или любая другая креативная индустрия.
Что хотелось бы оставить в уходящем году навсегда? Как вот и говорила раньше: все, что было в 2023-м, должно остаться в 2023-м.
В чем причина нынешнего ресторанного бума и надолго ли он? Думаю, впереди еще пара-тройка лет бурного внутреннего туризма, из-за политической и экономической ситуации как в стране, так и в мире. Не все концепции пройдут этот бум: не каждый готов к работе с высоким гостевым потоком. Те, кто вовремя поймают волну и настроят свои процессы, завоюют сердца сотрудников и спрогнозируют рост, – выйдут победителями, с большой степенью доверия и вовлеченности своих гостей и туристов города.

Прим.ред. Больше о том, что такое Zuma для тех кто ее делает, и как они перезапустили проект в 2023-м читайте в этом материале РШ.

Оксана Малашкина, Волгоград
Собственник ресторанного холдинга OKSMA FAMILY GROUP
(парк-клуб «Дубровский», загородный ресторан «Лес и Кролик», ресторан-пивоварня «Бамберг», кафе-гостиная «Гретель», ресторан-сыроварня «Вилла Капри», ресторан локальной кухни «Река», ресторан итальянской кухни «Органза», ресторан кавказской кухни на крыше «Чайка» в Волгограде и итальянский ресторан NOME в Москве)
Самой большой проблемой 2023 года стал кадровый голод. Мы столкнулись с отсутствием сотрудников не только при открытии новых проектов, но и в наших действующих ресторанах. Есть идеи, есть возможности, а реализовывать некому. И дело даже не в высококвалифицированных кадрах! Я общаюсь со многими предпринимателями из разных сфер, но именно в HoReCa этот вопрос стоит особенно остро.
Решением стала усиленная работа с HR брендом: наставничество, корпоративная культура, welcome box, конкурсы между командами и т.п.
Мой личный позитив года – путешествия! Я вдохновляюсь и заряжаюсь позитивом от своей команды! Когда после поездок мы сразу начинаем внедрять все идеи: новые сочетания и подачи блюд, создаём визуалы меню, рождаются идеи креативных мероприятий и каналов продвижения. Меня драйвит, когда каждый шеф или маркетолог подхватывает увиденное и предложенное командой. Я люблю выступать, делиться профессиональным опытом и быть в информационном поле – это особый заряд энергии. Когда ты вдохновляешь, даёшь полезную информацию и получаешь обратную связь!
Из трендов 2024 года я вижу:
1. Кофейни полного цикла! С едой, напитками, десертами и выпечкой. Они немного заставят поволноваться владельцев ресторанов. Но не сильно.
2. Тренд на здоровье. Не вегетарианское меню, не веганское, не ПП. А именно, когда полезно и вкусно.
3. Точки реализации, например, фабрика кухня. Это цех или кухня, которые находятся в одном месте, делают заготовки и развозят по точкам реализации.
4. Доставка еды. И не только суши, пиццы или пироги, а начнёт расти спрос на десерты.
На 2024 год у нас грандиозные планы и мы уже приступили к разработке проектов. Уже в январе откроем уникальный загородный ресторан «Лес и кролик», который находится в дубовой роще в парк-клубе «Дубровский» (Волгоград). Летом – ресторан «Сыроварня» в новом урбан-пространства «Станция Волна». А на конец года оставили ещё один проект (пока что это секрет).
Оставить в прошлом? Мне не подходит демпинг или жёсткая конкуренция. Я не люблю агрессивные продажи или навязчивые холодные звонки, когда продукт навязывают, обесценивают. Мне близка философия первых, когда ты концентрируешься на совершенствовании услуг, вкуса, атмосферы, а не стараешься быть похожим на всех.
О ресторанном буме я думаю вот что: мне кажется, что люди устали бояться. Им надоело жить в постоянном стрессе. Мы по несколько раз прошли все стадии гнева, торга и депрессии и пришли к философии заботы о себе, своём ментальном и физическом здоровье. Люди переключились на себя, на близких и на моменты, которые помогают им верить в прекрасное. Рестораны – отличный повод запечатлеть встречу с близкими и разговоры обо всём. Это давно не только про еду, про безопасность, про повод нарядиться или создать свой уникальный момент.

Вениамин Иванов, Москва
Сооснователь Folk Team (Folk, Amber, Eno Bistro)
Самая большая проблема рынка 2023 года - кадровый голод, на фоне происходящих событий.
Мой главный личный профессиональный позитив 2023? Начало публичных выступлений на профессиональных мероприятиях.
Самым яркий трендом, который мы увидим на рынке в 2024-м, полагаю, станет развитие ресторанной индустрии вдоль и поперек. Во всяком случае в Москве, однозначно. Будет много открытий и в том числе более бюджетных, доступных и понятных. Файн-дайнинг пока на втором плане.
Мои основные профессиональные планы на 2024 год. Открыть больше двух ресторанов и развивать остальные направление, в которых участвую.
Оставить навсегда в уходящем году? Не знаю, а вот взять с собой – все, что есть, с точки зрения бизнес-отношений. Это фундамент, который всегда будет устойчивым, если есть основные принципы и ценности, то это база на года. В этом году мы с партнером (Дмитрием Романовым - прим.ред.) создали такую концепцию, что "слабым – не да", возможно, ее как-то нужно будет сформулировать более плавно и привлекательно для работников, но смысл в том, что с нами остаются только сильнейшие. Это то, что мы поняли в 2023-м и будем нести дальше.
Причина нынешнего ресторанного бума объективна – очень дорогой и сложный вход во внешний туризм. В России и в Москве есть что посмотреть, а рестораны – это одна из возможностей переключиться и совершить микро-путешествие. В принципе, это и стало основной для открытия, например, нашего испанского ресторана. Надолго ли этот бум, думаю, в перспективе двух лет он будет продолжаться, а потом начнется сворачивание неэффективных концепций, даже уже сейчас много ресторанов открывается и датируется за счет того, что они являются куском одной большой сети. Но рано или поздно это закончится, останутся эффективные, остальные – закроются. Вот к этому моменту как раз нужно прийти максимально эффективными организациями, с мобильными командами. Когда начнется кризис, потоки, которые сейчас размазаны, останутся, но перераспределятся, и все малоэффективное, неустойчивое и непонятное будет обескровлено, а люди станут выбирать самое понятное и самое лучшее. Через пару лет время экспериментов закончится.

Александр Котюсов, Нижний Новгород
Ресторатор, президент группы компаний «ПИР», глава представительства ФРиО в Нижнем Новгороде
Главная проблема этого года, конечно, огромный дефицит кадров, который вызван несколькими причинами. Демографическая яма, и то что огромное количество людей скрылись от СВО, и то что курс доллара и евро сильно вырос, и мигрантам стало не выгодно здесь работать.
Тренд, который мы увидим в будущем году, я считаю, что устойчивым трендом будет русская, локальная кухня. Это уже второй год идет и в этом году это очевидно модная история. ДАже слово модная здесь не справедливо, это наше возвращение к корням, возвращение к тому, что мы незаслуженно забыли. В локальных кухнях такое количество вкусных вещей, что мы способны закрыть этим любый трнеды. Локальный тренд не будет ярким, но он будет мощным и агрессивным. Ярким трендом, не исключаю, будет китайская кухня, так как огромное количество туристов из Китая нас ожидает, а китайцы любят есть в своих ресторанах, которых пока у нас мало.
Позитив для нашей компании в том, что мы зашли в эту русскую нишу. У нас сейчас есть 3 предприятия, гастрономически сильно русифицированные, и мы видим, что это востребовано. Такой ресторан как "Пяткин", "Навигация", – сейчас мы стали делать рюмочные, где производим свои настойки на ягодах, листьях, травах, это востребовано, в том числе и потому, что мы используем какие-то старинные рецепты и русский сторителлинг.
Наши основные планы на 2024. Продолжать развитие рюмочных. И есть план двигаться в паназиатскую кухню – дружественные страны, с одной стороны, популярная еда – с другой, которая не первый год есть в России, но, мне кажется, будет ренессанс.
В будущий году мне бы хотелось, чтобы из уходящего года перекочевал заметный тренд адекватного, нормального позитивного отношения власти к бизнесу. Это чувствуется, и многие контролирующие организации – РПН, МЧС, Налоговая и т.д. - реально стали с нами разговаривать. Они поняли, что от того хорошо или плохо мы работаем, сильно зависит экономическая ситуация в стране. Я бы хотел, чтобы этот вектор разговора, партнерства между властью и бизнесом оставался и развивался. Мы не соперники, не враги, мы – партнеры, наконец, кажется, чиновники это поняли, и это очень хороший тренд, который я бы хотел сохранить.
В чем причина нынешнего ресторанного бума? Объективно – людям, как это ни смешно звучит, практически некуда больше тратить деньги. Если и раньше многие ехали за границу, на лыжах в Европу кататься, и т.д., сегодня это затруднительно, и реально дорого. Поэтому люди остаются в России и начинают путешествовать по своей стране. Поэтому мы имеем этот огромный туристический внутренний бум. В том же Нижнем за три года количество туристов выросло в три раза, это очень серьезная цифра. И как следствие туристического – ресторанный бум. Надолго ли? Думаю, что в ближайшие пять лет у ресторанов с гостями проблем не будет, будут другие.

Александр Митраков, Красноярск
Ресторатор, владелец 0,75 GROUP
Многие скажут, что главная проблема года – кадры. Но я углублюсь: главная проблема - обучение и адаптация, удержание и развитие кадров. В 2023 году мы все поняли как важны школы и программы для обучения ребят, которые работают в нашей сфере. На 2024-й у нас есть план сделать мини-школу для своих сотрудников, будем брать максимально зеленых и обучать.
Сложно выделить мой личный позитив. Наша сфера вообще подразумевает под собой большую оптимистичность того, что мы делаем, несмотря на то, что происходит вокруг. И главный позитив – это мировоззрение команды, то, что внутри.
В 2024-м снова вернется мода на рестораны гибриды, не в столь экстравагантном понимании, как раньше, но все равно – будут рестораны, где всего понемногу: Италии, Франции, Средиземноморья и т.д. Активный тренд на Азию, в немного измененном виде, тоже вижу.
Наши планы на 2024-й – децентрализовать всю работу группы, применить новые инструменты, создать свой дашборд, в котором мы будем видеть всю деятельность компании. И самое основное – будем фокусироваться на ценностях наших гостей, что станет основным компасом работы.
Что хочется забыть из 2023-го? Первое. Пожалуйста, уберите шаманскую музыку из каждого нового ресторана. Пусть появится уникальность звукового формата. Еще хочется, чтобы появился общий стол переговоров, чтобы мы перестали ставками переманивать друг у друга сотрудников, выработали систему обучения кадров и курс на свое развитие.


Наталья Милеенкова, Москва
Эксперт ресторанного рынка, консультант, бизнес-тренер, Топ-менеджер года по версии премии "Лучшие в индустрии" 2018, член экспертного совета премии ресторанных концепций "Пальмовая ветвь"
Говоря о самой большой проблеме рынка 2023 года, буду не оригинальна – люди. Думаю, эта проблема останется с нами еще на сколько-то лет. Не родились, не выросли, уехали, ушли в другие отрасли. Короче, причины известны. Думаю, бизнес перестроится за 1-2 года под эту новую реальность.
Мой личный профессиональный позитив 2023? Несколько моих клиентов приросли в выручке в этом году в два раза. Горжусь ими. Горжусь собой, горжусь нашей совместной работой. Второе не связано с отраслью прямо. Это магистерская работа. Тема – выгорание. Исследовала выгорание среди сотрудников отрасли. Многое теперь знаю об этом, многое понимаю, и что делать с этим – тоже знаю. Кстати, этот пункт связан с первым. Беречь надо то, что осталось от того, что не родилось.
Самый яркий тренд, который мы увидим на рынке в 2024-м, – думаю, продолжение офигенных финансовых моделей во всех форматах. Дорого за недорого. Пинский открыл ящик Пандоры, – можно выбирать из большого числа его ресторанов и не брать на их посещение ипотечный кредит.
Из планов на 2024 год. Меньше работать. Вообще, все мои планы сейчас в области экономики впечатлений. Учить специалистов не только рационально тратить, а больше зарабатывать. Зарабатывать на эмоциях гостей, потому что еда давно не является главным стимулом прихода в то или иное заведение. Это гораздо более сложные задачи, чем простая и непростая арифметика бюджета.
Что бы хотелось оставить в уходящем году навсегда? Наверное, догмы и правило «так было раньше и оно работало». Потому что старый опыт сейчас скорее минус, чем плюс. Старый опыт мешает искать совершенно новые подходы и способы. Нельзя что-либо изменить, если продолжать делать, как раньше, как привык.
В чем причина нынешнего ресторанного бума и надолго ли он? Мне нравится идея, и я с ней согласна, что рестораны заменили нам многие развлечения, ценность которых сильно пошатнулась в последние 3 года. Шопинг, кинопремьеры, отдых за рубежом – все это стало либо менее доступно, либо потеряло ценность. Но добавилась потребность в общении с друзьями и близким, потребность в красоте, потребность в новых впечатлениях и вкусах. Вот, все эти потребности мы и должны закрыть.
Старый опыт сейчас скорее минус, чем плюс. Старый опыт мешает искать совершенно новые подходы и способы. Нельзя что-то изменить, если продолжать делать как привык

Дмитрий Кирилин, Рязань
Ресторатор, автор и исполнитель кафе "Старый Мельник" и "Графин", соучредитель Ассоциации кулинаров Рязанского края
Самая большая проблема рынка – кадры, несмотря на то, что мы сильно подняли уровень зарплат, из отрасли идет большой отток людей. Пандемия, события связанные с событиями, большой внимание к сфере IT, возможность учиться и быть дома, – все причины понятны. Как ни странно, большую конкуренцию нам составляет такси, в общем, кадры – это боль 2023 года.
Наш личный профессиональный позитив года, это, конечно, Фестиваль кухни рязанского края, который в этом году прошел 6 раз, и с каждым годом он все лучше. Второе - выход на федеральный уровень, участие в фестивале "На Гребне", который тоже показал себя очень хорошо. Еще из позитивного – все больше внимания, вернее, все меньше скромности и неловкости в популяризации локального продукта, местных шефов, технологий, и все больше гостей города, которые серьезно воспринимают кухню рязанского края, как явление.
Тренд в 2024-м. Я не знаю, какие мы увидим тренды, но мы нацелены на дальнейшее продвижение нашего бренда "Кухня рязанского края" и нашего региона вообще. Вот, 12 января будем выступать на выставке в Доме российской кухни на ВДНХ, планируем настоящее представление вместе с рязанским театром кукол, надеюсь, что все получится. Еще из планов на год – выход в би-ту-би, с наши калинником, курником и маслами, в сети. Кажется, мы уже может сделать это хорошо и красиво.
Оставить навсегда в прошлом хотелось бы стеснение и комплекс по поводу грибов с глазами в Рязани, кроме шуток. Мы в этом году перестали стесняться, грибы у нас (хоть с глазами, хоть еще какие) во всех ресторанах и мы говорим, да – это наш специалитет. Еще хотелось бы оставить в прошлом откровенный плагиат, когда друг у друга списывают, словно за одной партой. Да, мы всегда брали какие-то темы у больших композиторов, - московских, питерских, международных, но при исполнении – всегда упоминаем автора. Когда у нас берут без спроса и намека на автора, ну, с одной стороны это веселит, с другой – обесценивает продукт, с которым люди знакомятся через плагиат. Это не всегда именно то, что было задумано изначально. А второй возможности произвести первое впечатление у нас, как правило, нет.
А еще я хочу сказать спасибо московским медиа и коллегам за интерес к нам, к нашему городу. Мы всех ждем в гости, чистим снег, приезжайте в Рязань, – зимой у нас еще лучше, чем летом.

Прим.ред. О Рязани, где грибы с глазами, а также отличные рестораны, уникальные специалитеты и энтузиасты, которые продвигают свой край, можно почитать в большом материале Натальи Савинской для chef.ru.

Глеб Марач, Москва
Ресторатор, совладелец и управляющий партнер True Cost, Nome, Code Coffee, Backroom, Tangiers Lounge, Joi Izakaya
Самая большая проблема рынка в 2023 – это проблема с поиском персонала, и это проблема началась еще в 2020-м, в связи с пандемией. Но настолько радикально тяжелой ситуации с подбором персонала, причем на всех уровнях - и линейных сотрудников, и менеджмент, и топ-менеджмент - мы не испытывали наверное никогда за последние 20 лет.
Главный личный персональный позитив в 2023 году. Мы в принципе всегда в позитиве, несмотря на все сложности, и с позитивом смотрим в будущее. Большой позитив заключается в том, что мы выжили, в том, что со стороны регулирующих органов не происходило никаких значительных потрясений. Нам дают работать, больше того помогают. Определенный позитив есть в распределении рынка и перераспределении спроса. Если понимать как он меняется, этим можно умело пользоваться, кажется, нам это удается. И все-таки, несмотря ни на что, в 2023 году, вопрос поиска помещений и предметных договоренностей с арендодателями, чуть-чуть стал комфортней.
Самый яркий тренд 2024-го. Сложно предугадать, но мы вообще не ориентируемся в категориях тренды, последние три года ясно дали нам понять, что количество черных лебедей, то есть событий, которые невозможно предсказать – радикально высокое. И мы можем долго говорить про какие-то форматы, кухни и т.д., но в итоге главный тренд определит общая политическая, геополитическая и социальная ситуация в мире, и в России в частности. Если мы сохраним относительно стабильное состояние, к котором мы находились в 2023-м (в нем тоже было достаточно потрясений, но если сравнивать с 2020-м, 2021-м и 2022-м, это была стабильность), то мы увидим продолжение перераспределения потребительского спроса. И интерес к концепциям, которые помогают оптимально тратить гостям свои деньги.
Дело в том, что доходы людей за последние несколько лет не сильно меняются, а вот инфляция растет. И с одной стороны люди стараются тратить свои деньги оптимально, а если перевести на простой язык, из более дорогих и премиальных концепций спускаются на пару уровней вниз.
С другой стороны, спрос растет, и связано это с тем, что людям некуда тратить деньги, поэтому они несут их в рестораны. Эти факты друг на друга влияют и друг друга корректируют. Поэтому, я считаю, в перспективе будут хорошо себя показывать те концепции, и те ресторанные группы, которые смогут сориентироваться и использовать то распределение спроса, которое сохранится.
Наши основные планы на 2024 год – развитие.
Мы развиваем концепцию True Cost, сейчас в стройке три новых ресторана в Москве. Мы непрерывно ведем переговоры по новым площадкам и новым регионам, видимо, в 2024-м будем совершать действия, направленные на выход за пределы Москвы. Наш проект в Сингапуре хорошо себя чувствует, мы сейчас в процессе поиска новых помещений там, с планами дальнейшей экспансии на рынках Юго-Восточной Азии. Помимо того, запускаем большой проект, связанный с кофейнями, первая должна открыться до конца 2023-го, а в следующих планируем активно развивать проект и открыть много точек.
Что бы хотелось оставить в прошлом? Хотелось бы чуть больше стабильности и горизонта планирования, сейчас мы не можем совсем уж долгосрочно планировать, в связи с теми факторами, о которых выше. Хочется, как всегда, в уходящем году оставить все плохое, а все хорошее забрать с собой в будущее. Думаю, у всех примерно одинаковое желание - жить в стабильном, комфортном, бесконфликтном мире. Будем надеяться на такой в 2024-м.
В чем причина нынешнего ресторанного бума... Я бы не сказал, что это это бум, но, безусловно, 2023 год лучше трех предыдущих, и это связано все еще с отложенным спросом, но в большей степени с тем, что возможностей потратить деньги у людей стало гораздо меньше. Фактор того, что людям сложно поехать за рубеж, нам на руку. То же самое с индустрией развлечений, вариантов досуга для людей существенно меньше, чем было 4 года назад. Поэтому люди идут в рестораны, всегда в такие моменты люди стремятся успеть потратить, что заработали. А надолго ли это, будет зависит о того, сколько это все продлится и что будет происходить в рынком развлечений в России.

Владимир Перельман, Москва
ресторатор, основатель гастрономических проектов I Like Wine, I Like Wine 2.0, I Like Grill, Beer&Brut, Рыба Моя, Sage
Самая большая проблема рынка 2023 года и последующих годов – это кадры, безусловно, потому что есть огромный отток из отрасли, который начался еще во время пандемии. Повара ушли кто куда, кто в таксисты, кто в курьеры. И над престижем профессии в целом глобальная стратегическая работа на уровне отрасли не ведется. По-прежнему все, с чем мы сталкиваемся, это сложности в линейном персонале.
Мой главный личный позитив 2023 года заключается в том, что у нас получилось взять несколько площадок в Лиссабоне. Мы там строим интересные и классные проекты и для нас это большая радость. Еще самый большой позитив – мы наконец-то выиграли суд по товарному знаку «Рыба Моя».
В следующем году вижу тренд на шоу-подачи в ресторанах, по-моему, он опять воскрешается – открывается много концепций, где либо дизайн, либо подача блюд очень инстаграмабл. Южнокорейский рынок на это сильно влияет, они большие пионеры.
Наши планы на 2024: мы хотим открыть два-три ресторана «Рыба Моя» в Москве, хотим выйти в регионы по франшизе, и возможно с собственными ресторанами. Сейчас рассматриваем Сочи и другие страны. Например, ведем переговоры с Ташкентом.
И также планируем запустить два новых ресторана в Лиссабоне. Помимо этого, занимаемся еще другим сопредельным бизнесом, связанным с производством одежды, но об этом попозже расскажем.
Что бы мне хотелось оставить в уходящем году навсегда? Я всегда считал, что культивировать вкусы и стиль – это основная задача любого предпринимателя. И этот вкус возводить в абсолют и делать так, чтобы сотрудники и мы сами, и я в том числе, и гости развивались нон-стопом. Поэтому для меня любые веяния моды являются проявлением отчасти безвкусицы или тем, что может сломить в человеке его собственный внутренний вкус, когда он поддается, подвержен веяниям моды. Я бы хотел, чтобы эта гонка модности все-таки немножечко уходила в сторону. Это касается и фэшн индустрии и ресторанов и сет-дизайнов ресторанов. Мы все видим как тренды зарождаются, а потом они точно также убегают и умирают. Думаю, что это очень недолговечная динамика, не в долгую, неглубокая. Я бы оставлял попытки быть тренд-сеттерами, а думал бы о том, как генерить стайл-сеттерство и развивать вкус. Оставим тренды позади.
Я бы хотел, чтобы эта гонка модности все-таки уходила в сторону. Это касается и фэшн-индустрии и ресторанов, мы все видим как тренды зарождаются, а потом они убегают и умирают. Оставим тренды позади