Тенденция такова: молодые компании не могут развиваться на рынке фаст-и стритфуда. Предприятия выходят, работают год-два, сталкиваются с жесткими рыночными условиями, с тем, что они не могут выстроить сетевую экономику, останавливают развитие, надеясь, на рост эффективности уже открытых точек, а его не происходит, в итоге они уходят. Сейчас я наблюдаю очередной закат концепций, возникших или вышедших на столичный рынок пару лет назад, – из Москвы полностью ушла «Чайная ложка», например.
Причина этого – неадекватное восприятие фастфуда и стритфуда владельцами и управляющими ТЦ. Льготные условия по аренде даются трем американским компаниям: McDonald's, KFC и Burger King. Всех остальных считают, можно сказать, рабами и ставят им аренду, съедающую 20-30% от оборота.
Мы изучили рынок: по итогам последних 15-ти лет самая долгая история работы лишь у пяти сетей, включая вышеназванные три, плюс «Теремок» и «Крошка-Картошка». Это неприятный итог развития демократичного сегмента ресторанного бизнеса. И печально, что руку к этому приложили торговые центры и, я думаю, даже в большей степени иностранные консалтинговые агентства. Если бы «Теремок» открывался сейчас, мы бы повторили судьбу современных молодых компаний. Нынешний подход просто немыслим: KFC платит 4% от оборота, а мы – 23%, и нам говорят, что это нормально. Мы провели разведку. В одном ТЦ у «Теремка» 60 кв.м., у KFC 240 кв.м. У нас аренда 600 тыс. руб., и у них 600 тыс. в месяц. Мы торгуем на 3 млн. руб. в месяц, они – на 12 млн. Сравните! У нас ставка за 1 кв.м. в четыре раза больше! Арендодатели говорят, что это нормально, и эту идею им вбили консультанты, полагающие, что аренда может составлять 20% от оборота. Чтобы зарабатывать, рестораторы вынуждены переходить на дешевые некачественные продукты, соответственно, к ним никто не ходит, а потом мы удивляемся, почему демократичные проекты закрываются. А ведь этот сегмент – самый важный и капиталоемкий. В США, для сравнения, в fine dining ходит 3% населения, а в демократичные кафе, фастфуд, fast casual – 80%!
Недавно ТПП обратилась в Правительство РФ с просьбой провести проверку адекватности формирования арендной политики для якорных арендаторов ТЦ. Посмотрим, что получится.
Мы же продолжаем развиваться в России и США. В Нью-Йорке в сентябре открыли второе кафе, первое работает очень хорошо.