Во всех компаниях, с которыми я работала, сотрудники имеют право купить блюда или полуфабрикаты и эта продажа происходит стихийно, не по цене реализации действующего меню, а как правило, по себестоимости, то есть по себестоимости входящих ингредиентов в это блюдо или полуфабриката. Можно ли продавать сотрудникам или нет, по какой стоимости, - решать вам. Если компания небольшая, то продажа сотрудникам блюд по себестоимости входящих в него ингредиентов почти не влияет на общую себестоимость, т.к. не значительна. Если же компания большая и процесс не регламентирован, то влияние продажи сотрудникам по себестоимости ингредиентов может увеличить полную (фактическую) себестоимость .
Если продажи сотрудникам в вашей компании есть, регламентируйте этот процесс:
1. Определите список должностей сотрудников, кто имеет право на покупку вашей продукции.
2. Можете закрепить сумму покупки за месяц каждого из списка п. 1, если в этом есть необходимость.
3. Определите в каких ценах вы устанавливаете лимит в п. 2 – в закупочных ценах (себестоимость ингредиентов, входящих в блюдо и полуфабрикат), в ценах реализации со скидкой по цене меню, во внутренних ценах реализации (себестоимость входящих в блюдо ингредиентов плюс наценка, которую вы установите).
4. Определите перечень блюд и полуфабрикатов, которые вы продаете своим сотрудникам, а какие не продаете.
5. Определите наценку, которая компенсирует вам затраты на персонал, расходные материалы, коммунальные платежи, амортизацию оборудования, другие прямые затраты, связанные с производством этих блюд. Из моей практики наценка в 45-50% компенсирует все эти затраты. Либо определите скидку от цены реализации и тогда все продажи сотрудников будут учтены сразу в момент покупки.
6. Организуйте учет продажи сотрудникам:
1) Продажа через кассу (цена реализации минус установленная скидка) с выдачей фискального чека. Если продажа осуществляется через кассу со скидкой от цены реализации, учет будет автоматический. Есть противники этой схемы, аргументирующие, что скидку смогут использовать для хищений. Возражу, что хищения более вероятны в схеме продажи сотрудникам, минуя кассу, – так вы даже не узнаете о том, что эта продажа произошла.
2) Продажа по внутренним актам. Себестоимость входящих ингредиентов плюс установленная наценка, – этот вариант наиболее трудоемкий и наименее контролируемый, потому что не автоматизирован.
3) Третий вариант продажи сотрудникам – карты неплательщиков, именные карты вашей учетной системы, по которым продажи будут отражены в ценах реализации. При этом варианте сотрудник из перечня пункта 1 имеет право покупать блюда из перечня пункта 4, на сумму за месяц не более ……. рублей. из пункта 2. Расчет можно проводить 1 раз в месяц, при начислении заработной платы по принятой в компании системе продажи сотрудникам (себестоимость + наценка или цена реализации минус скидка). Минусом этого варианта является то, что список сотрудников, которые будут иметь такой бонус от компании строго ограничен.