«Р.»: Вы сказали, что девять из десяти сортов пить невозможно. У вас 400 сортов. Вы их все пробовали?
П. К.: Да, безусловно. На российском импортном рынке доступно примерно 1000 позиций. Те 400 с небольшим сортов, которые находятся в обороте нашей компании, – лучшее из того, что есть на рынке. Более того, в России сложилась уникальная ситуация. Приезжая, например, в Чехию, Германию или Бельгию, мы сталкиваемся с пивной культурой одной страны. А в России мы можем выбирать пиво каждой известной пивной культуры.
«Р.»: Вы ведь и сами варили пиво?
А. Б.: Да, у нас были совместные проекты с «Василеостровской пивоварней», AF Brew, московской пивоварней «Дурдинъ». Но сейчас мы пришли к выводу, что имеет смысл самостоятельно производить пиво только на своих мощностях.
«Р.»: Почему? Из-за нестабильного качества?
П. К.: Чтобы на 100% соответствовать тому определению крафтового пива, которое мы только что дали. Чтобы был человек, который может полноценно ответить за продукт. Конечно, контрактное пивоварение имеет место, но если мы сварили 2 тонны, 5 тонн или 50 тонн, это достаточно локальная история.
«Р.»: Насколько это ближайшая цель? Каких инвестиций это требует?
А. Б.: Это требует гораздо больших инвестиций, чем думают многие юные крафтовые пивовары, которые производят продукт, не устраивающий нас по качеству, сроку годности и вкусу. Есть, конечно, порог, когда можно выезжать на морально-волевых качествах. Но пивоварение в современном мире – технологический процесс. И чтобы сделать все так, как надо, требуется 200–250 млн руб. Я думаю, мы рано или поздно к этому придем.
П. К.: Несмотря на все экономические события, которые происходят в стране, несмотря на тотальное огосударствление экономики и другие проблемы, мы видим, что в любой отрасли, где бы мы ни работали, практически нет конкурентов. Нам жутко не хватает конкуренции! И даже в нынешних условиях пивоварня будет востребована, потому что конкуренции нет, а рынок есть.
«Р.»: Во время кризиса людям нужны демократичные способы времяпрепровождения, чтобы отвлечься от тяжелой действительности.
А. Б.: Любой специалист в России, который отвечает за сроки и качество и дорожит своей репутацией, – хирург, мебельщик, фотограф или настройщик аппаратуры – будет востребован. Вы его обязательно порекомендуете десяткам знакомых. То есть вроде бы хирургов много, а профессионалов – нет. Для нас этот кризис скорее возможность, потому что то, как рынок – не только ресторанный, а любой – развивался в России в последние годы, это получение денег, а не зарабатывание. Когда сама попытка труда считается достаточным основанием для получения денег. Сейчас все доходы сократятся, но такой, а может быть, даже более сильный кризис нашей стране необходим. Наконец люди начинают считать деньги, начинают думать, как их потратить, куда вложить.
«Р.»: Насколько велика аудитория активных потребителей в Москве и Петербурге?
П. К.: Мы должны различать очень узкую категорию людей, которые не только пьют крафтовое пиво, но интересуются им и даже пытаются быть участниками этого бизнеса. И все, что вы слышите о крафтовом пиве, это результат работы тысячи человек в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Аудитория же крафтового пива в широком смысле слова – это аудитория ресторанов.
«Р.»: Считается, что в Москве активная аудитория – 100 тыс., а в Петербурге – 20.
А. Б.: Мы строим бизнес, рассчитывая не на существующую аудиторию, а на ее расширение. Нам хотелось бы, чтоб пирог был больше: так всем больше достанется.
«Р.»: Этого все хотят.
А. Б.: Мы уже расширили аудиторию за счет тех, кто раньше летал в Мюнхен или Лондон, чтобы попить пива. Эти люди понимают, что в Петербурге они заплатят за пиво меньше, чем в Европе: с ростом закупочных цен мы понизили цены, потому что население беднеет. В итоге кружка английского пива у нас процентов на сорок дешевле, чем в Лондоне. Как ни парадоксально.
«Р.»: Говорят, в США то ли 15, то ли 18 тыс. полей для гольфа, а в России – два. В США примерно 5,5 тыс. крафтовых пивоварен, а сколько в России?
П. К.: Если говорить о широком восприятии слова «крафтовое», то, наверное, несколько десятков. С нашей точки зрения, их полторы-две.
«Р.»: Назовите!
П. К.: К крафтовым пивоварам, которые понимают, что они делают, можно отнести «Василеостровскую пивоварню», хотя им есть над чем работать. Плюс подмосковная пивоварня «Глетчер». И в отличие от «Василеостровской пивоварни», построенной тогда, когда некоторые технологические требования еще не считались нормой, «Глетчер» появилась два года назад и соответствует всем показателям.
А. Б.: Если когда-нибудь мы будем делать свою пивоварню – у нас нет конкретных планов на этот счет, – «Глетчер», наверное, станет ориентиром. Есть еще пивоварня «Джоус» из Екатеринбурга…
П. К.: Безусловно, мы не можем из двух пивоварен сразу сделать 15 тыс., как с полями для гольфа, но мы попробуем шаг за шагом создать внутренний рынок. Когда-то это были жители трех близлежащих домов по ул. Восстания, потом жители Литейного округа, сейчас это жители Петербурга.