РЕСТОРАТОРШЕФ

Цифра дня: 31,9 млрд рублей достиг оборот московского общепита в июле 2021

По данным Росстата, оборот московского общепита в минувшем июле, когда в столице действовали ограничения на посещение кафе для невакцинированных, на треть превысил уровень июля 2020 года, и даже превзошел уровень 2019-го

Статистика не заметила падения оборота общепита в Москве из-за QR-кодов. Доходы заведений в июле даже превысили уровень 2019 года, - сообщает 16 сентября РБК. 

По данным Росстата, оборот московского общепита в минувшем июле, когда в столице действовали ограничения на посещение кафе для невакцинированных, достиг 31,9 млрд руб.. Этот показатель превысил на треть уровень прошлого года: в июле 2020-го оборот общепита после отмененного чуть ранее режима самоизоляции составил в Москве лишь 23,3 млрд руб. Более того, результаты июля текущего года превзошли и уровень допандемийного 2019-го: тогда, в июле, согласно уточненным данным Росстата, он составил 31 млрд руб. 

Рестораторы, опрошенные РБК (как и опрошенные РШ), удивлены (мягко сказать) и объясняют цифру особенностями подсчетов. Как пояснил РБК представитель Росстата, при подсчетах ведомство по каждому региону учитывает данные столовых, кафе, ресторанов, баров, закусочных, а также организаций других видов деятельности. Например, в оборот общественного питания включаются стоимость собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки, проданных работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, а также по абонементам, талонам и т.д. Принимается во внимание и питание в организациях социальной сферы (школах, больницах, санаториях, домах престарелых), доставка на дом по заказам населения, а также на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей, питание в транспорте, а также на приемах, банкетах и т.п.

Как все помнят, большую часть июля в Москве действовали ограничения на работу общепита, которые столичные власти ввели на фоне роста числа заболеваний коронавирусом. Еще с 13 июня в Москве действовали ограничения на работу ресторанов, кафе, баров и других заведений общепита в ночное время, а также была запрещена работа фудкортов в ТЦ. С 28 июня попасть в рестораны Москвы можно было только при наличии QR-кода, подтверждавшего иммунитет от ковид-19. Без QR-кодов кафе могли обслуживать клиентов только навынос и на летних верандах. Как прошли первые дни и недели такого режима РШ писал подробно в спецпроекте «Коронавирус и рестораны». И согласно всем доступным СМИ данным, оборот общепита в Москве тогда упал в разы.

Однако, представитель Росстата, защищая свои данные, сказал РБК, что рост оборота общепита в июле 2021 года по сравнению с июлем 2020-го связан с тем, что, несмотря на QR-коды, большинство предприятий общественного питания продолжали работу в формате «навынос» и осуществляли доставку.
А основательница сети «АндерСон» и бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова допускает, что оборот московского общепита в июле 2021-го мог быть выше, чем в июле 2019 года, из-за «огромного» роста цен и значительного обеления отрасли. По ее словам, обеление индустрия начала из-за грядущей отмены НДС и снижения зарплатных налогов.

В июне 2021 года, напоминает РБК, инфляция в России побила пятилетний рекорд: рост потребительских цен в июне достиг 6,5% год к году, а продовольствие подорожало даже больше, чем во время предыдущего пика в феврале, особенно заметно выросли цены на овощи. За два года цены на продукты выросли «в среднем на 25–30% и примерно на 40% выросла оплата труда» — все это дает рост оборота по сравнению с 2019 годом, не исключает Татулова.

При этом прибыль рестораторов за это время «значительно уменьшилась»: по словам Татуловой, редко у каких-то предприятий в отрасли она сейчас выше 10%. QR-коды и другие действовавшие в июле ограничения по-разному отразились на работе общепита в Москве в зависимости от сегмента, указывает в разговоре с изданием Татулова. Например, выручка заведений фастфуда в стрит-ретейле (то есть на первых этажах зданий) не упала, а выросла на 10–20%, при том что доходы фастфуда в торговых центрах упали на 90%. Выручка у ресторанов с верандами упала на 20–30%, а у тех, кто был без веранд, — на 80%, «бары упали в ноль», а столовые на предприятиях, которые по коду экономической деятельности считаются заведениями общепита, «вообще не упали», полагает Татулова.

Основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» и уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов в комментарии РБК настаивает, что июль 2021 года был для московских рестораторов хуже, чем июль 2020-го и тем более июль 2019-го. На показатели официальной статистики, по его словам, могло повлиять то, что в общепит попадает много разных категорий, в том числе доставка еды, и то, что статистика может учитывать как московский общепит заведения, которые зарегистрированы в Москве, но находятся в других регионах. Например, в курортном регионе — Краснодарском крае — оборот общепита в этом июле превышал показатели 2019 года. 
бизнес лента событий