РестораторШеф

КОНТЕКСТ: что случилось на неделе с 17 по 21 января

Летние кафе круглый год в Питере, Хабиб с фастфудом, а фастфуд на марше, QR-коды, да не те, а TikTok все-таки «не занимается ресторанным бизнесом» – главное для индустрии из новостной ленты недели с 17 по 21 января

Заведения общепита Петербурга смогут размещать круглогодичные летние кафе вплоть до конца 2023 года

Согласно постановлению губернатора Петербурга, стационарные предприятия общественного питания города получили возможность заключать без проведения аукционов договоры на размещение нестационарных павильонов в сфере общественного питания — так называемые «круглогодичные летние кафе». Конструкции должны примыкать к зданию, в котором располагается заведение общепита, и могут быть установлены сроком до 31 декабря 2023 года. Вот примерно так, как на этом на фото зимней веранды ресторана «Кузня» в Новой Голландии


Еще одна звезда – с собственной сетью фастфуда и большими планами

Связанная с российским бойцом смешанных единоборств Хабибом Нурмагомедовым компания ООО «М-ит групп франчайзинг» планирует создать сеть ресторанов быстрого питания M-eat by Khabib. Как сообщают 17 января «Ведомости», первое заведение сети уже открылось в башне «Город столиц» в «Москва-сити». К концу мая компания планирует запустить еще 14 точек в столице. Инвестиции в открытие одного заведения составят 2–3 млн руб. Таким образом, общие затраты в этот проект без учета уже открытого ресторана на первом этапе составят 28–42 млн руб. «М-ит групп франчайзинг» собирается развивать сети и по франшизе, рассчитывая открыть 150 точек в пяти странах к концу 2023 года, среди них – Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Турция и Объединенные Арабские Эмираты. Сейчас компания занимается поиском франчайзи в этих странах, в в России компания рассматривает возможность выхода в другие регионы в Центральном федеральном округе и на Северном Кавказе. Кроме того, компания планирует наладить поставки собственной продукции в ретейл.

Ребрендинг Restaurants by Emin Agalarov завершен 

Рестораны холдинга Crocus Group официально завершили ребрендинг, теперь более 50 заведений группы в Москве, Петербурге и Азербайджане объединяет новый единый бренд – Restaurants by Emin Agalarov. В качестве флагманов группы в Москве выступают гастрономические и развлекательные Lesnoy и Zafferano City, Nobu и Shore House. В крупных ТЦ компания развивает «тройной» проект – Zafferano, «Эдоко» и Forte Bello, которые работают с единым меню. В Азербайджане работают такие проеты, как Sea Breeze Event Hall на берегу Каспийского моря, рестораны BeerBaşa и Nakhichivan в центре Баку, Rose Bar Beach и др. В холдинг также входят собственная служба кейтеринга, единая банкетная служба и концертная площадка Backstage, есть совместный с певицей Валерией сервис по доставке здоровой и вкусной еды No secret by Valeriya. В самом конце прошлого года в Москве сеть приросла проектом Carl’s Jr – первая точка этой американской бургерной сети отрылась в ТРЦ VEGAS Crocus city, и рестораном в стиле премиальный casual-dining Peach (площадью 1700 кв. м) на территории бизнес-квартала «Московский Шёлк». В 2022-м анонсированы новые открытия и новая программа лояльности, которая объединит все проекты группы. 

«Яндекс.Еда» тестирует сервис оплаты счетов в кафе и ресторанах по QR-кодам, без участия официантов

Для оплаты счета нужно отсканировать мобильным телефоном QR-код на столе, никаких дополнительных приложений не требуется. «Яндекс.Еда» начала тестировать новую услугу с несколькими ресторанами-партнерами в Москве, в частности в заведениях сети Buba by Sumosan. По утверждению самой «Яндекс.Еды», услуга будет стоить ресторанам менее 2% от чека клиента, а в её стоимость уже включен эквайринг. Оплатить счет без участия официанта сейчас можно в нескольких ресторанах: например, в «Моремании» и сети «Шоколадница» это возможно через собственные приложения ресторанов; есть также сторонний сервис Evva Space, с помощью которого можно не только оплатить счет, но и сделать заказ без официанта. В то же время в России нет «доминирующего, системного» игрока, который бы объединял все сценарии, которые нужны ресторанам», – цитирует 18 января Forbes представителя сервиса «Яндекс.Едa», по оценке которого его услуга оплаты по QR-кодам может занять 5% от объема безналичных платежей в заведениях общепита. По итогам первых тестов «Яндекс.Еда» заметила экономию времени сотрудников заведений, когда клиенты сами оплачивают счет, — до 5-7 минут у официантов и до четырех минут у кассиров за стойкой. В течение нескольких месяцев компания планирует также добавить возможность сделать заказ без официанта.

QR-коды в общественных местах больше не тренд

Совет Госдумы единогласно снял с рассмотрения законопроект о QR-кодах в общественных местах, сообщает 17 января председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. Накануне вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что этот правительственный законопроект изначально готовился как реакция на распространение дельта-штамма коронавируса, однако в последнее время возникли «новые вызовы».
В Петербурге власти готовы обсудить отмену проверки QR-кодов в ресторанах, магазинах, фитнес-центрах и других общественных местах. (Больше коронавирусных новостей есть в нашей хронике).

Цены все растут

Производители кондитерских изделий уведомили торговые сети о повышении цен с 1 февраля, – пишут 18 января «Известия», со ссылкой на данные торговых сетей. Mondelez (производит бренды Alpen Gold и Oreo) заявил об увеличении стоимости продукции до 19%, «Хлебпром» (торты «Услада» и шоколад «Частная галерея») — до 23%, «Славянка» («Чудо» и «Левушка») — до 18%, «Объединенные кондитеры» («Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт») — до 18% и Ferrero (Raffaello и Kinder) — на 6%. Кондитеры объяснили подорожание ростом издержек: например, увеличились цены на упаковку и сырье — муку, пальмовое масло и меланж (яичный полуфабрикат), рассказал источник в одной из торговых сетей. В Минсельхозе же полагают, что массового тренда на увеличение стоимости сладостей в РФ нет.
На прошлой неделе «Ведомости» сообщали, что поставщики красной икры направили розничным игрокам заявки на существенное повышение цен на свою продукцию. «Поставщики предлагают повышение в 10% по недорогим позициям и от 20–30% – по премиальным», – цитировал газета сотрудника одного из ретейлеров. Опрошенные газетой участники рынка объясняли ситуацию дефицитом икры на рынке, из-за возросшего спроса на продукт со стороны азиатских стран и увеличением цены доставки по железной дороге – тарифы на перевозку сейчас вдвое выше, чем год назад. При этом красной икры в России в 2021 году произведено много: рыбаки за этот период добыли 539000 тонн тихоокеанских лососей, что на 80% превышает уровень 2020-го и на 8,2% больше уровня 2019-го, – цитировала газета представителя Росрыболовства.

ОБНОВЛЕНИЕ от 21 января 

Москва красиво считает обороты

Оборот предприятий наиболее пострадавших от пандемии отраслей в 2021 году достиг 4,8 триллиона рублей, превысив на 62,7% результат 2020 года, – пишет сайт мэрии столицы, со ссылкой на заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова. «Максимальный оборот пострадавших отраслей в прошлом году пришелся на четвертый квартал — почти 1,5 триллиона рублей. В октябре и ноябре, несмотря на 11 нерабочих дней, их ежемесячная выручка составляла около 460 миллиардов рублей — всего на семь процентов ниже, чем в сентябре. В декабре 2021 года был установлен рекорд по оборотам: выручка пострадавших отраслей достигла 576 миллиардов рублей, на 25% превысив уровень ноября», — пояснил заммэра. 
Обороты пострадавших отраслей обгоняют также и допандемийный уровень, рапортует Москва: во втором полугодии 2021 года они были на 43% выше, чем в аналогичном периоде 2019 года. Лидерами роста стали гостиницы, обороты которых по сравнению с позапрошлым годом выросли на 94% и составили 80 миллиардов рублей. СМИ и полиграфия увеличили за год выручку на 60% — до 45,1 миллиарда рублей. Сфера бытовых услуг показала рост оборотов на 57% — до 110,3 миллиарда рублей, пострадавшие секторы торговли — на 54%, то есть до 2,7 миллиарда рублей, стоматология — на 50%, до 54,2 миллиарда рублей.
Обороты предприятий общественного питания выросли на 44% — до 383 миллиардов рублей, отметил министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента экономической политики и развития Кирилл Пуртов.
Большинство пострадавших отраслей в прошлом году смогли восстановить допандемийные обороты. Исключением стали турооператоры: хотя им и удалось увеличить выручку на 73% по сравнению с 2020 годом, она все равно отстает от уровня 2019 года, отмечает Аналитический центр Москвы.

А TikTok «не занимается ресторанным бизнесом»

TikTok отказался от идеи готовить еду в США — и уволил главу своего маркетинга Ника Трана, который объявил об этом, никого не предупредив, – пишет vc.ru, со ссылкой на The New York Post. Как все помнят, в декабре 2021 года TikTok наделал шуму, сообщив, что запустит доставку еды в США в марте 2022-го. Блюда должны были готовить по самым популярным рецептам из соцсети. Однако 18 января стало известно о том, что Тран покинул компанию, и вот что, по словам одного из источников The New York Post, случилось. В начале января один из руководителей компании на звонке, где присутствовало около 200 человек из отдела маркетинга, заявил, что «TikTok не занимается ресторанным бизнесом и не должен притворяться им». Сразу после этого Трана уволили, так как «по мнению TikTok, кампании, которые предлагал Тран, не соответствовали целям соцсети и уводили пользователей слишком далеко от основного бизнеса компании».

Зато фастфуд – всегда с нами

Исследовательская компания «Анкетолог» на этой неделе провела и опубликовала данные своего «Исследования потребительских предпочтений на рынке быстрого питания в России». Согласно его результатам, в целом 87% россиян посещали заведения быстрого питания в течение последнего года. Чаще всего там они брали пиццу (69%), картофель, например, фри или по-деревенски (62%), и бургеры (60%). Большинство (по 61%) в течение последнего года посещали McDonald’s и KFC, 48% отметили Burger King. Большинство опрошенных (74%) платят в фастфуде (за одно посещение на одного человека) не более 500 рублей, 14% тратят в среднем 500-700 рублей, 8% — 700-1000 рублей, и 4% — более 1000 рублей. Помимо прочего, исследователи спросили посетители заведений фастфуда, что они в целом думают о питании вне дома. И вот, абсолютное большинство (87%) находят в этом возможность экономить время, 82% — удобство, а 78% считают, что это вынужденная необходимость. По мнению 74% опрошенных питаться вне дома — дорого, по мнению 61% — это вредит здоровью, а частью повседневной жизни питание вне дома является только для 35% респондентов исследования. Больше деталей и графиков – в этом материале РШ.


На обложке Kuznyahouse Xmas Kiosk, Санкт-Петербург 
лента событий