В примере выше – сличительная ведомость кафе-кулинарии, где склад производства единый, нет деления по цехам, а общий фактический объем товарных остатков производства на 538 265,7 руб. Много это или мало? Сколько должно быть? Давайте разбираться.
Товарооборот этого предприятия за месяц составляет 1,2 млн руб. в ценах реализации, в том числе: 1) товарооборот продукции собственного приготовления составляет 0,8 млн руб.; 2) товарооборот бара 0,4 млн. руб – продажа через бар покупных напитков (чай, кофе, вода, соки). Доля себестоимости продукции собственного приготовления составляет около 25%, то есть – чтобы получить выручку 0,8 млн руб. от продажи продукции собственного производства за месяц было израсходовано продуктов на 200 тыс. руб. (0,8 млн р /4 = 200 тыс руб). А товарных остатков по итогам инвентаризации тут – на сумму 538 265,7 руб. или почти на 3 месяца работы! При этом ежедневно производятся закупки продуктов не длительного хранения (овощи, фрукты, зелень, молочные продукты и тд). Куда же это годится?!
Согласно моей практике,
в 90% компаний существует проблема с излишними товарными запасами. Это «замораживание» денег, снижение эффективности, а иногда и нехватка оборотных средств, не эффективное использование арендованных площадей и потери продуктов и товаров в результате длительного хранения. Оптимальное количество товарных остатков в сумме должно быть на 7-8 дней работы, то есть в приведенном примере оптимальное количество товарных остатков на складе производства должно быть 50-55 тыс. руб. (200 тыс. руб. – себестоимость реализации за месяц /4 = 50 тыс. руб.).
Понятно, что реальность далека от идеала и обычно есть какие-то особые случаи и объяснения, почему так много продуктов мы храним. Но не в 10 же раз больше, чем нужно для работы на неделю!
Как правило, при таком значительном «затоваривании» складов имеется проблема с большими запасами «товаров без движения», то есть товарами и продуктами, которые не используются по каким-либо причинам, проблемы и с их сроками годности. В уроке 3 и уроке 4 мы разобрали, как диагностировать проблему и как ее решать. В ежемесячной сличительной ведомости вы можете видеть, КАК проблема решается и решается ли она.