На фоне экономического шторма, открывающего новую эпоху неизбежного импортозамещения, в Москве снова и громко заговорили про фудтраки, а промоутеры темы мобильной торговли полагают, что уж на сей-то раз проблема этой самой торговли будет окончательно решена, и тем, кто хочет делать мобильный бизнес, будет выдана «настоящая бумажка, броня!».
Сюжет конца текущей недели – в столице, на Пушкинской, рядом с закрывшимся (пока считается, что временно) рестораном «Макдоналдс» появился фудтрак в виде перевернутой матрешки (неизвестно, что более поспособствовало переполоху в сетях – сам фудтрак в столь культовой локации или его яркий дизайн). Быстро выяснилось, что это мобильное кафе – один из 16 объектов, которые появятся в разных локациях в ЦАО и будут работать, по словам руководителя столичного департамента торговли Алексея Немерюка, которые приводит РБК, в течение трех дней фестиваля «Крымская весна».
Добавим от себя справедливости ради, что у всех 16-ти объектов разный дизайн, размер и относительно разный ассортимент. И у всех – одна и та же базовая модель трака и один и тот же производитель. Так называемые мобитраки – разработка компании-производителя фудтраков и других мобильных решений Mobitruck, а мобильные точки питания (и не только питания) разных подвидов, размеров, комплетаций и т.д., устроенные на базе этой разработки функционируют по всей стране (москвичи могли увидеть их в деле, например, в проекте Алексея Васильчука «Рестопаркинг» в Парке Горького).
Три ближайших дня в Москве понаблюдать за тем, как это работает можно в 15 точках города (все адреса – ниже), выбранных по принципу «здесь был Макдоналдс», с помощью московских властей. Проект подкреплен громкими именами. Например, в Троилинском переулке (рядом с метро Смоленская) встанет мобитрак от Андрея Григорьева-Аполлонов («Иванушки International»). Раньше этот исполнитель не был замечен в народном общепите (хотя и открывал ресторанные проекты в Москве и Сочи, с партнерами из ресторанной индустрии), но как выяснил РШ, буквально две недели назад он запустил свою фастфуд-концепцию (пилот заработал в ТЦ Покровский на Новой Риге), совместно с «очень опытным поваром». Как пишет Hello, этот шеф-повар – Сергей Янхук, проект зовется «Рыжий Янхук» и кормит бургерами, говяжьими ребрами sous-vide с соусом манго, шавой с мраморной говядиной, курицей, рыбой, креветками и красной икрой под фирменными соусами на морковных рыжих булочках.
Другой певец-герой момента – Сергей Жуков («Руки вверх»), с которым связана мобильная концепция «Папа жарит» (жарит он мясо, в основном, предлагая свой вариант шаурмы) является давним участником индустрии, имея непосредственное отношение к группе, развивающей бары под брендом «Руки вверх» по всей стране (его фудтрак можно найти рядом с «Детским миром» на Лубянке).
Еще среди знакомых всем на рынке брендов в фестивальной акции участвует трак «БлэкСтарБургер» (Проспект Мира, д.39 А) и трак компании-производителя в том числе отечественного растительного мяса ЭФКО (его можно найти в ТЦ "Афимолл-сити"), а также концепция коллаба Харламов-Васильчук «Хот-дог Бульдог».
Как рассказал РШ CEO компании Mobitruck Рафаэль Хабиров, «все это было организовано за один день, что лишний раз показывает возможности такого мобильного бизнеса, а также показывает, что такие объекты вписываются в облик города».
Официальный пресс-релиз акции уточняет задачу, – «если эксперимент на примере Москвы окажется удачным, то, возможно, правительство пойдет навстречу малому бизнесу и предложит выгодные программы кредитования, субсидии и гранты на федеральном уровне». Речь в данном случае о программах, поддерживающих мобильный бизнес, который его апологеты считают идеальной формой для начала своего дела, так как здесь практически нет рисков стационарной торговли и классического общепита. «Можно будет взять мобитрак в лизинг, и предлагать свою концепцию мобильной торговли для горожан. Это легкий способ запустить бизнес, не зависящий от локации. Хорошее решение в новой реальности, где в перспективе прогнозируется рост безработицы», гласит пресс-релиз.
С самой же мобильной торговлей, как напоминает Рафаэль Хабиров, сейчас ситуация в России такова: «ее как никто не разрешал, так никто и не запрещал. Все работает, в разных регионах все встают на разных условиях. В основном, естественно, на частных территориях с договорами аренды, хотя и на муниципальных землях через аукционы многие регионы субсидируют и поддерживают. Но на федеральном уровне все упирается в правки к закону о торговле, где были бы урегулированы понятие "мобильная торговля", "мобильный торговый объект" и правила работы с ним». По данным эксперта, «это все сейчас в работе, Совфед и Минпромторг отработали это и должны сдвинуть (с мертвой точки) этот закон в Думе. Если мобильную торговлю разрешат – это будет огромный шаг вперед для развития малого предпринимательства, которое может превратиться в нечто большее, чем малое предпринимательство».
Больше о проблемах, надеждах и плюсах мобильного ресторанного бизнеса в России можно узнать из этого материла РШ, опубликованного в прошлом году. А исторический и эпический материал РШ на ту же тему можно найти здесь.
Адреса и бренды 16 мобитраков в Москве
Рыжий+КООП. Троилинский переулок, вл 3
КООП. Газетный пер, д 17/9
Технологии Будущего. Пл Тверской заставы д 2, стр 2, Комсомольский пр, д 28, Мясницкая д 30/1/2 стр 1
1 Food Factory. Большая Ордынка, д 21, стр 2
Матрешка 1FF. Большая Бронная, д 29
ЭФКО. ТЦ "Афимолл-сити", Пресненская наб, д 2
Free dog. Красная Пресня, д 31
Папа жарит. ТРЦ ЦДМ Театральный проезд, д. 5 стр.1
Самая вкусная шаурма. Большая Серпуховская, 4/3
БлэкСтарБургер. Проспект мира, д 39А
Хот-дог Бульдог. Марксистская площадь
Шаурма хачу. "Садовая галерея", Малая Сухаревская площадь, д.12
