#БИЗНЕС#КРИЗИС

Паническая атака: Россия, март, коронавирус

Паника как драйвер падения рынка, своя доставка как спасательный круг, ФРиО как настоящий боец за рестораторов, меры профилактики как успокоительное – в хронике пикирующего мира за неделю, с которой начинается новый кризис ресторанного бизнеса страны
Текст Иван Жуков
Удивительным образом, чем больше закрываются границы, чем меньше летают самолеты и ходят поезда из-за пугающим образом распространяющейся по миру новой инфекции, известной в народе как Covid-19, тем более Россия выглядит как абсолютная часть всего остального мира, который целиком отправляется прямо в данный момент в самый настоящий глобальный экономический кризис, то ли спровоцированный эпидемией нового коронавируса, то ли ознаменованный ею.
Так или иначе, кризис наступает, пандемия не думает отступать, а в России, ко всем прочим напастям, в связи с падением цен на нефть, дешевеет национальная валюта. Из Москвы даже кажется, что коронавирус как-то уравнивает Россию и остальной мир. Во всяком случае в той части, которая называется культура потребления и которая на наших глазах превращается в какую-то новую и еще неясную модель будущего (а может быть, и нет). Зато ясно, что у российского ресторанного бизнеса впереди сложные времена, и не понятно даже близко каким он выйдет из этой исторической передряги. Мы не можем ничего знать заранее, прогнозировать не будем принципиально, но будем наблюдать. А прямо здесь хотим оставить воспоминание о том, какой была, возможно, последняя неделя ресторанного бизнеса нашей страны – такого, каким мы его знали до 2020 года (хотя и это неточно).
Понедельник. 16 марта
Паническая атака, поразившая российскую общественность на выходных – на фоне жутких новостей о развитии эпидемии коронавируса из Италии и сообщений о закрытии на строгий карантин Франции, Испании и других европейских стран, – выходит на новый уровень. Пугающие картины из Европы (что характерно, именно из Европы, а не из Китая, откуда началась эпидемия) рисуются в локальных интерьерах.
Режим повышенной готовности из-за коронавируса действует в Москве еще с 5 марта, с 10 марта в городе запрещены массовые собрания более 5 тысяч человек, а в понедельник 16 марта вводится запрет на собрания более 50 человек (до 10 апреля), отменяются разные мероприятия, с 21 марта (по 12 апреля) все школы уходят на каникулы, ВУЗы переходят на дистанционное обучения, работники офисов срочно осваивают удаленные формы работы.
Закрываются почти все направления на вылет (и прилет), иссякают последние туристические потоки (включая внутренние). Не то, чтобы по стране никто не перемещается, но налицо депрессия, не то чтобы в рестораны уже никто не ходит, но по данным ФРиО к середине марта в Москве падение выручки на рынке такое: аэропорты – 90 процентов, супер-успешные рестораны в городе – 10-20 процентов, остальные рестораны в городе – 50 процентов.
Все ждут, что на карантин закроется Москва, в магазинах (оптовых и розничных) проблема с туалетной бумагой и гречкой. "Этот коронавирус убьет все. Но не сам, а паника, с ним связанная. Рынок рассыпется по принципу домино, плохо будет всем. Мы направили письмо председателю правительства о мерах, которые нужно предпринять по спасению нашего бизнеса. Если решения, о которых мы просим, не будут приняты – рухнет все", - говорит РШ президент ФРиО Игорь Бухаров.
Карантина, как в Европе, нет, как и прямого указания закрыть общепит, ТЦ и прочие подобные места, но есть рекомендации Минпромторга общепиту (и предприятиям торговли), спущенные на места. "Превентивные меры незамедлительного характера", которые надо предпринять общепиту, чтобы замедлить распространение заразы, в частности, таковы: обеспечить расстановку мебели таким образом, чтобы между посетителями было расстояние не меньше метра, пускать посетителей в зал только после того как те помоют руки с мылом и обработают их дезинфицирующим раствором, не пускать тех, у кого есть очевидные признаки ОВРИ и тд (все меры приведены ниже). Самый интересный пункт программы – настоятельно рекомендовать посетителям старше 60-ти воздержаться от посещения заведения общепита. Но на шутки сил уже нет.
Вторник. 17 марта
Письмо рестораторов премьеру Мишустину появляется в паблике – в тексте письма говорится, что в связи с ростом количества случаев заражения коронавирусной инфекцией и вводимыми ограничительными мерами, ситуация в ресторанной и гостиничном бизнесе становится критической. Обороты в ресторанах упали от 30 до 90 процентов, а часть членов ФРиО в Москве с 18 марта приостанавливают работу по обслуживанию гостей и переходит на формат доставки еды. В целях поддержки отрасли и недопущению массового закрытия предприятий по причине финансовой несостоятельности, ФРиО просит у правительства освобождения предприятий общепита, гостиниц и других средств размещения от уплаты всех налогов, включая налог на доходы физлиц, страховых взносов с выплат сотрудникам, мораторий на взимание арендной платы на срок до 120 дней с даты отмены ограничений, установленных органами власти в связи в распространением коронавируса, каникулы на оплату коммунальных услуг, рефинанансирование с помощью госгарантий существующих займов с целью обеспечения кредитных каникул, мораторий на проведение проверок и т.д. (полный список и текст письма – ниже). Некоторые СМИ пишут, что Москву во-вот закроют на карантин, власти опровергают эту информацию.
Среда. 18 марта
Президент России Владимир Путин подписывает указ о назначении общенародного голосования по поправкам в Конституцию РФ на 22 апреля.
Ресторатор Владимир Перельман выкладывает в соцсети обращение к аудитории своих ресторанов (и к арендодателям), где говорит о том, что происходит прямо сейчас, призывает гостей беречь себя, говорит, что, естественно, никто из рестораторов не хочет быть причиной плохого самочувствия гостей (все видео по ссылке) и признается в том, что не может сам закрыть свои рестораны, пока в них еще кто-то ходит. И хоть ситуация не лучшая, но дезинфекция на высоте, а единственный путь окончательно не сойти с ума – развитие доставки. К этому моменту, все хоть сколько-нибудь передовые заведения и ресторанные группы столицы (и не только столицы) спешно разворачивают собственную доставку в возможном радиусе, в том числе и силами своего персонала, у которого освободились руки. Главные агрегаторы доставки – "Яндекс Еда" и Delivery Club – работают усиленными темпами и начинают заключать договора с новыми партнерами за один день (против недели в нормальное время). Некоторые рестораны принимают решения закрыться самостоятельно, мотивируя такое решение ответственностью за гостей, среди них, например, отель и ресторан "Рихтер", бар "Стрелка" и другие проекты.
В среду же в сети появляется новое письмо членов ФРиО, на этот раз члены профсоюза рестораторов обращаются к поставщикам товаров и услуг, арендодателям и представителям финансового сектора, призывая к совместным ответственным действиям в момент кризиса, а также к двум крупнейшим агрегаторам доставки – с предложением на время снизить процент за обслуживание для ресторанов. "Если бы "Яндекс Еда" и "Деливери" сказали ресторанам: мы готовы вашим клиентам дать возможность получать еду от ваших поваров на дом, чтобы у вас работало производство и вы хоть как-то могли выжить, даже если придется закрыться для гостей, и берем с вас за это не 33 процента, а 5 процентов, вот это был бы ответственный бизнес", – комментирует РШ ситуацию президент ФРиО.
Четверг. 19 марта
Рестораторы Санкт-Петербурга обращаются к руководству города с просьбой "спасти рестораны от гибели в связи с ситуацией вокруг распространения коронавируса COVID-19". Авторы письма пишут, что из-за ситуации с коронавирусом уже с февраля 2020 года выручка большинства организаций общественного питания в городе резко упала (на 40-60%) и продолжает стремительно снижаться, что в перспективе двух-трех месяцев ставит бизнесы под угрозу закрытия, а более 100 000 человек – под угрозу массового увольнения. Авторы просят рассмотреть возможность принятия экстренных и чрезвычайных мер поддержки бизнеса, в частности, официального признания распространения COVID-19 на территории Санкт-Петербурга обстоятельством непреодолимой силы, которое напрямую влияет на предприятия общепита, поскольку это является единственным основанием в переговорах с арендодателями, освободить предприятия общепита от уплаты всех налогов, включая налог на доходы физических лиц, и страховых взносов с выплат сотрудникам сроком до 120 дней, ввести мораторий до конца 2020 года на осуществление надзорно-контрольной деятельности общепита и еще несколько пунктов. (Полностью текст письма есть по ссылке, там же можно оставить свою подпись).
Рестораторы Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и далее везде, записывают воззвания к своим гостям, объявляя о предпринятых мерах профилактики и своих новых сервисах – доставке и take away, на что идут даже такие концепции, которые обычно на вынос не работают, причем со скидками, доходящими до 30 процентов.
Цена за доллар на торгах поднимается выше 81 рубля, два раза подряд. СМИ сообщают о первой смерти пациента с коронавирусом в Москве. По официальным данным, на 19 марта 2020 коронавирус диагностирован у 199 человек во всей стране.
В середине дня публикуются сообщения о том, что правительство вводит отсрочку по страховым взносам для малого бизнеса, премьер Мишустин также заявил о готовности предоставить отсрочки по налоговым платежам для пострадавших отраслей экономики (подробнее – на РБК).
Ближе к вечеру ТАСС сообщает, что режим повышенной готовности из-за коронавируса введен на всей территории России.
Пятница. 20 марта
Газета "Ведомости", вышедшая в пятницу под измененным логотипом ВСЕДОМОЙ, сообщает, что московские гастромаркеты «Балчуг» и «Саларис» готовятся закрываться из-за коронавируса и снижения трафика.
Появившиеся накануне вечером сообщения о рекомендации властей Подмосковья закрыть торговые центры, дезавуируируются, а на сайте губернатора области появляется постановление, рекомендующее собственникам торговых центров в регионе прекратить работу кинотеатров в ТЦ.
"Ведомости" же, публикуют подробности об антикризисном плане правительства РФ по поддержке экономики и граждан во время пандемии (здесь есть основные пункты)
Ведущие столичные ресторанные критики пишут антипаникерские колонки, прикладывая инструкции о том, как правильно соблюдать правила гигиены. А городские издания призывают свою аудитории как-то поддержать независимые заведения, у которых нет подушки безопасности сетей и гигантов рынка.
На 13.00 московского времени рестораны продолжают работать, организуя всевозможные способы работы навынос и соблюдая санитарно-гигиенические рекомендации в период осложнения эпидемиологической ситуации, предписанные соответствующими органами.

ЕЩЕ О КРИЗИСЕ 2020