#ПРАКТИКА#ЧМ-2018

Символика и трансляции

Использовать официальные символы чемпионата нельзя,
зато показывать матчи в ресторанах можно – рассказываем подробно о каждом мячике (с логотипом и без него)
Текст Мария Белова, Иван Жуков, Наталья Савинская
Фото freepik.com, pixabay.com
Error get alias
Error get alias
Использование символики
Об использовании официальных символов чемпионата мира по футболу, без специального согласования с правообладателем, можно сказать очень коротко: ничего нельзя. Подробности ниже и это совершенно захватывающее чтение.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать интеллектуальную собственность FIFA без предварительного письменного на то разрешения, чтобы не создавалось ложное представление о причастности к проведению чемпионата или к FIFA.
Организатор мундиаля, FIFA, ограничивает использование символики Чемпионата без соглашения с FIFA, абсолютно для всех коммерческий компаний, где бы они ни работали и какими бы мелкими или крупными ни были. Авторское право организации в России защищает специальный федеральный закон № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в РФ ЧМ по футболу 2018 года…». Текст закона здесь.
А интересы FIFA по вопросам защиты бренда и интеллектуальной собственности, а также по взаимодействию с уполномоченными государственными органами на территории стран Таможенного союза ЕАЭС блюдет ООО "Агентство интеллектуальной собственности" (ООО "АИС" / AIS LLC) – сайт агентства.
На сайте агентства есть подробное руководство по использованию официальной символики FIFA. Вот ссылка на его полный текст.
А если коротко, согласно инструкции по использованию символики и товарных знаков FIFA, официальную символику, товарные знаки, официальный шрифт и официальные мячи чемпионата использовать в коммерческих целях могут только Правообладатели FIFA (то есть сама FIFA, коммерческие партнёры организации, лицензированные СМИ, организатор программы гостеприимства и иные лицензиаты).
Организатор мундиаля, FIFA, ограничивает использование символики Чемпионата без соглашения с FIFA, абсолютно для всех коммерческий компаний, где бы они ни работали и какими бы мелкими или крупными ни были. Авторское право организации в России защищает специальный федеральный закон № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в РФ ЧМ по футболу 2018 года…». Текст закона здесь.
А интересы FIFA по вопросам защиты бренда и интеллектуальной собственности, а также по взаимодействию с уполномоченными государственными органами на территории стран Таможенного союза ЕАЭС блюдет ООО "Агентство интеллектуальной собственности" (ООО "АИС" / AIS LLC) – сайт агентства.
На сайте агентства есть подробное руководство по использованию официальной символики FIFA. Вот ссылка на его полный текст.
А если коротко, согласно инструкции по использованию символики и товарных знаков FIFA, официальную символику, товарные знаки, официальный шрифт и официальные мячи чемпионата использовать в коммерческих целях могут только Правообладатели FIFA (то есть сама FIFA, коммерческие партнёры организации, лицензированные СМИ, организатор программы гостеприимства и иные лицензиаты).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать интеллектуальную собственность FIFA без предварительного письменного на то разрешения, чтобы не создавалось ложное представление о причастности к проведению чемпионата или к FIFA. (Для подачи заявки на использование официальной эмблемы или официального талисмана ЧМ 2018 можно воспользоваться формой на сайте.)
Организации, не являющиеся правообладателем FIFA, НЕ ИМЕЮТ ПРАВА располагать официальную символику рядом или в непосредственной близости с логотипом компании или формулировками вроде «подготовлено…», «представлено…», «при спонсорской поддержке…» и т. п.
Тем не менее, руководство по использованию символики разрешает использование символики чемпионата в статьях о мероприятии или в буклете с расписанием матчей, если, конечно, это не создаёт ложного впечатления о причастности к соревнованию, то есть не содержит логотипов компании и вышеупомянутых слов.
Но в бизнес-объявлениях, часах обратного отсчёта, наименованиях коммерческих структур и при проведении соревнований и лотерей использование официальной символики ПОЛНОСТЬЮ ЗАПРЕЩЕНО.
К официальной символике отнесены не только официальные рисованные логотипы, но и текстовые сочетания, являющиеся официальным наименованием мундиаля: FIFA World Cup, Russia 2018, Чемпионат мира по футболу FIFA, MUNDIAL 2018 или названия городов-участников Чемпионата с годом 2018 (в написании через пробел).
ТАКЖЕ ЗАПРЕЩЕНО распространение билетов, кроме тех случаев, когда распространение организовано FIFA или правообладателями FIFA. То есть – НЕЛЬЗЯ проводить аукционы, промоакции и всевозможные розыгрыши, где призом будут являться билеты на какой-либо матч ЧМ 2018, если этот розыгрыш не согласован с FIFA.
При оформлении любых коммерческих объектов (в том числе кафе, баров, ресторанов) МОЖНО использовать универсальные изображения, связанные с футболом или конкретной страной, но НЕ ДОПУСКАЕТСЯ использование официальной символики Чемпионата, если только это не рекламная или промоакция правообладателя. То есть, например, плакаты с анонсом трансляции матча, оформленные официальным логотипом мундиаля, забивакой или одним из официальный названий чемпионата – трактуется как однозначное нарушение авторских прав FIFA.
Полный список товарных знаков FIFA и информационные материалы можно найти здесь.
Не входящим в списки лицензиатов компаниям, в своих оформительских стремлениях стоит ограничиться стандартной футбольной атрибутикой без намеков на FIFA World Cup. Пессимистично настроенные эксперты говорят, что если вы (не будучи партнером FIFA), находясь в Таганроге, повесили у себя в баре постер с анонсами показов матчей мундиаля и оформили его официальным логотипом (или каким-то иным товарным знаком FIFA, ЧМ или «запрещенной» комбинацией слов и цифр), то это повод подать на вас в суд за нарушение авторских прав FIFA. Так или иначе, любое использование символики, FIFA рекомендует согласовывать с независимыми юридическими консультантами. Мы обратились в "Агентство интеллектуальной собственности" с вопросами о контроле за исполнением прав FIFA и ответственности за нарушения, однако оперативного ответа на наш запрос организация дать не смогла.
Если судебный исход за мячик кажется невероятным, вот вам немного тематических ссылок на решения арбитражных судов
в Москве
в Краснодаре
в Саранске
Трансляции матчей
Организация общественного просмотра внутри баров возможна.
Согласно регламенту FIFA, публичные показы в ресторанах, барах,
кафе считаются некоммерческими публичными показами.
Транслировать матчи в заведениях МОЖНО, но взимать какую-либо дополнительную плату за просмотр трансляции или вход в кафе для просмотра с посетителя НЕЛЬЗЯ.
Но только в том случае, если из мероприятия не извлекается какая-либо дополнительная выгода, отличная от извлекаемой в обычной коммерческой деятельности. То есть транслировать матчи в заведениях МОЖНО, но взимать какую-либо дополнительную плату за просмотр трансляции или вход в кафе для просмотра с посетителя НЕЛЬЗЯ.
Полный регламент FIFA по проведению публичных показов матчей Чемпионата мира по футболу 2018 можно изучить здесь.
Для организации платного (коммерческого) публичного показа или некоммерческого публичного просмотра для аудитории от 1000 зрителей (так называемый специальный некоммерческий публичный просмотр) нужно получать специальную лицензию, выдаваемую FIFA-ТВ или лицензированными СМИ.
Трансляции в ресторанах, барах и кафе являются публичными показами, но считаются FIFA некоммерческими. Однако и к некоммерческим публичным просмотрам FIFA предъявляет ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (см. раздел 4 Регламента), в том числе, по времени трансляций. Показы матчей мундиаля должны вестись исключительно в прямом эфире, без каких-либо задержек или изменений, начинаться не менее, чем за 10 минут до начала матча (для матчей открытия и закрытия – не менее, чем за 20 минут), и заканчиваться не ранее, чем через 10 минут после окончания матча.
Разумеется, FIFA допускает публичный показ ТОЛЬКО трансляций лицензированных СМИ. В России права на трансляцию матчей у консорциума «2 Спорт 2», в который входят «Первый канал», ВГТРК и «Матч-ТВ».
Отдельно FIFA предупреждает, что при организации трансляций следует избегать использования официальной символики и/или спонсорской рекламы, чтобы не создавать ложного представления о причастности к организации и проведению чемпионата.
Вам же следует проверить свой договор с "Российским авторским обществом", без соглашения с которым у предприятий питания, как известно, вообще нет права включать телевизор.
Но только в том случае, если из мероприятия не извлекается какая-либо дополнительная выгода, отличная от извлекаемой в обычной коммерческой деятельности. То есть транслировать матчи в заведениях МОЖНО, но взимать какую-либо дополнительную плату за просмотр трансляции или вход в кафе для просмотра с посетителя НЕЛЬЗЯ.
Полный регламент FIFA по проведению публичных показов матчей Чемпионата мира по футболу 2018 можно изучить здесь.
Для организации платного (коммерческого) публичного показа или некоммерческого публичного просмотра для аудитории от 1000 зрителей (так называемый специальный некоммерческий публичный просмотр) нужно получать специальную лицензию, выдаваемую FIFA-ТВ или лицензированными СМИ.
Трансляции в ресторанах, барах и кафе являются публичными показами, но считаются FIFA некоммерческими. Однако и к некоммерческим публичным просмотрам FIFA предъявляет ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (см. раздел 4 Регламента), в том числе, по времени трансляций. Показы матчей мундиаля должны вестись исключительно в прямом эфире, без каких-либо задержек или изменений, начинаться не менее, чем за 10 минут до начала матча (для матчей открытия и закрытия – не менее, чем за 20 минут), и заканчиваться не ранее, чем через 10 минут после окончания матча.
Разумеется, FIFA допускает публичный показ ТОЛЬКО трансляций лицензированных СМИ. В России права на трансляцию матчей у консорциума «2 Спорт 2», в который входят «Первый канал», ВГТРК и «Матч-ТВ».
Отдельно FIFA предупреждает, что при организации трансляций следует избегать использования официальной символики и/или спонсорской рекламы, чтобы не создавать ложного представления о причастности к организации и проведению чемпионата.
Вам же следует проверить свой договор с "Российским авторским обществом", без соглашения с которым у предприятий питания, как известно, вообще нет права включать телевизор.
ЧМ-2018. Инструкция по применению