Рестораны закрыты в большинстве стран. Доставка и продажа готовой еды на вынос разрешена, но не всем ресторанам этот формат подходит, и далеко не все, кто быстро попытался переключиться на доставку, в этом преуспел. Многие маленькие (даже вполне мишленовские) компании оперативно меняют вид деятельности, чтобы зарабатывать хоть что-то и платить зарплату сотрудникам.
Вашингтонский титулованный Canlis сразу после закрытия ресторанов оперативно поделил обеденный зал на три зоны: бургеры драйв-ин, лавочка с бейглами и офис продуктовой доставки. Бургерную зону закрыли через неделю, в конце марта, поскольку поняли, что не смогут обеспечить безопасность персонала и положенную социальную дистанцию, а драйв-ин переделали в торговлю навынос со стерильной зоной. Теперь команда ресторана сосредоточилась на доставке еды и вина из обширнейшего погреба ресторана, и весьма преуспела: в начале апреля лист ожидания на их энчилады насчитывал 1800 человек. Поскольку Вашингтон относится к тем штатам, где быстро упростили правила дистанционной торговли алкоголем, примерно треть нынешнего оборота приходится на вино.
В Нью-Йорке благотворительный фонд Rethink Food запустил специальную программу помощи ресторанам и беднякам одновременно. Рестораны получают грант размером до $40000 на то, чтобы готовить еду для тех, кому сейчас особенно сложно. Первым участником стала лапшичная Little Tong Noodle Shop, а пару дней назад к ней присоединился и Eleven Madison Park (на фото ниже – Дэниел Хумм собственной персоной инструктирует персонал). Основные дотации на программу поступают от American Express.
Эдвард Ли, шеф 610 Magnolia (Луисвиль) и некоммерческого фонда The LEE Initiative, после закрытия ресторана несколько дней раздавал еду своим оставшимся без работы сотрудникам, и в результате это превратилось в проект, который финансирует производитель бурбона Maker’s Mark: на кухне ресторана Ли с небольшой командой готовит еду для потерявших работу сотрудников ресторанов, которую раздают бесплатно каждый вечер. Они начинали с 250 человек каждый день в Луисвиле, и за неделю с небольшим расширились до 11 городов, где Ли привлек к проекту знакомых поваров.
Легендарный нью-йоркский Katz's Delicatessen вспомнил о том, как во время всех войн, которые вела Америка начиная со Второй мировой, запускал акцию «отправь салями своему мальчику в армии (Send a salami to your boy in the Army!)». Салями удобна тем, что может храниться много месяцев и легко переносит почтовую пересылку (в отличие, например, от пастрами). Обычно они рассылают 500-1000 салями в неделю в те места, где сейчас находятся американские войска. Но
сегодня помощь требуется дома, поэтому Katz's готовит около 100 порций супа для бедных в своем районе Нью-Йорка, и рассылает тысячи салями по всей стране: часть бесплатно, часть – в рамках расширенной программы доставки, которая сейчас держит на плаву 200 сотрудников ресторана.
В Нью-Йорке сориентировались и клубы, которые доставка определенно не спасет. Они начали уходить в онлайн. Большинство стримит вечеринки бесплатно, в том числе крупнейший Club Quarantine диджея D-Nice (www.instagram.com/dnice/), который собирает по 100 000 участников. В вечеринках участвуют Дженифер Лопес, Рианна, Мишель Обама и даже бывший вице-президент Джо Байден. Зарабатывает клуб на брендированных футболках и худи, половина выручки от которых идет в фонд борьбы с Covid-19.
Многие маленькие дистиллерии и рестораны-пивоварни в США и Европе переключились на выпуск спирта для санитайзеров. Одним из главных героев движения стал владелец вискокурни и ресторана Shine Джон Потит, который вместо бурбона стал "варить" санитайзеры для рук, заработал на этом (что позволяет сохранить бизнес), раздал нуждающимся и поделился своим рецептом с другими виноделами страны. Кстати, Росалкогольрегулирование только что облегчило этот переход в России, так что можно предположить, что и наши спиртовые производства найдут себе здесь временную нишу. (Если послабление РАР не будет предполагать сбор нового большого комплекта документов).