#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ

Цифра дня: 49% потребителей пойдут в рестораны сразу после их открытия (и даже ясно в какие)

Половина российских потребителей услуги «еда вне дома» отправится в рестораны в первую же неделю их работы, однако выберут они наиболее безопасные с точки зрения гигиены места, причем, с учетом своей личной финансовой ситуации (и будет это очень демократичная модель потребления)
Текст Иван Жуков
Инфографика NPD Group
Исследовательская компания NPD Group провела опрос потенциальных клиентов российских ресторанов c целью выяснить как изменилось их потребительское поведение за время карантина и как быстро (и при каких условиях) они вернутся в заведения общепита, когда те отроют.
С 5 по 10 мая 2020 года в опросе приняли участие 600 россиян от 18 до 55+ (причем, 44% участников эксперимента пользовались услугой "еда вне дома" до карантина в режиме "несколько раз в неделю»). РШ изучил результаты исследования и если экстраполировать их на весь рынок, то можно представить как будут вести себя россияне по отношению к общепиту сразу после того, как рестораны откроют для посещения. Возможно даже, что оптимистичная цифра в 49% окажется лукавой – половина россиян в рестораны, конечно, пойдет прямо на первой же неделе их работы, но точно не во все подряд
Для начала стоит отметить очень важный момент – подавляющее большинство (76%) потребителей к моменту опроса (начало мая) еще были очень согласны с тем, что рестораны во время эпидемии надо было закрыть для обслуживания из соображений безопасности, причем эта уверенность была выше в тех группах, которые относят себя к наиболее постоянным потребителям услуги "еда все дома". Но зато половина участников опроса отправится в ресторан, кафе или бар в первую же неделю после их открытия, причем почти 30% сделают это буквально в первый же день.
Как быстро вы вернетесь в кафе и рестораны, после их открытия
Данные NPD Group (май 2020, от 100% опрошенных)
Пока рестораны закрыты, более половины гостей – 53% – находят утешение в доставке. Причем, большинство пользователей этой услуги – представители возрастной группы 18-34 (в этой группе доставкой пользовались 63%) и женщины (56% среди женщин против 49% среди мужчин). Однако и в старшей группе процент пользователей доставки – не такой уж низкий: 37% опрошенных в группе 55+ тоже пользовались услугой доставки готовой еды. Впрочем, 47% (почти половина всех опрошенных) доставку еды за время карантина не полюбили и вовсе не пользовались этой услугой. И такие же (хотя вряд ли те же) 47% потребителей скучают по ресторанам (а 17% вообще не скучают по походам в рестораны, кафе или бары).
49% потребителей отправятся в ресторан, кафе или бар
в первую же неделю после их открытия
Есть и другие любопытные цифры, из которых можно сделать выводы. Исследователи NPD выяснили, чего именно не хватает опрошенным, которые лишились услуги «еда вне дома» и большая часть мотиваций вообще с едой не связана. 36% говорят, что скучают по возможности съесть что-то, чего они не могут приготовить сами, а вот 27% – не хватает не собственно еды, а осознания того, что кто-то готовит для них. 32% потребителей скучают по возможности проводить в заведениях время с друзьями, а 24% – по возможности сменить обстановку и насладиться атмосферой.
Но и это не все. Согласно данным NPD, только для 28% потребителей услуги «еда вне дома» важны функциональные аспекты этой самой услуги, в тот момент когда она отсутствует. Большинству же не хватает возможности сходить в кафе и рестораны для того, чтобы пообщаться с друзьями или получить новый опыт. Причем, чем моложе посетители, тем больше им недостает именно «экспириенса», а не собственно ресторана, как места для приема пищи. И только в группе 55+ все три аспекта одинаково важны.
Чего именно больше всего не хватает, когда рестораны, бары и кафе невозможно посетить
Данные NPD Group (май 2020, во всех возрастных группах и отдельно)
Но и это не все. Потребители уже точно знают, что именно, при выборе заведения, после того как их снова можно будет посещать, будет для них важнее всего. Согласно данным NPD, это – безопасность и очевидное (повышенное) соблюдение ресторанами санитарно-гигиенических норм, а также личная финансовая ситуация потребителей, исходя из которой люди станут выбирать наиболее демократичные модели услуги «еда вне дома». Значительная часть опрошенных NPD потребителей считает, что рестораны и бары – это места, где риск заражения коронавирусом весьма высок и в смысле безопасности больше доверяет сетям, чем независимым заведениям. Вывод напрашивается сам собой – вероятным выбором большинства, которое все-таки пойдет в рестораны, когда их откроют, станет сетевой международный фастфуд, в представлениях граждан России наиболее соответствующий условиям соблюдения санитарных норм и соотношения цена – качество. Впрочем, достаточно опрошенных согласны, что важно поддержать независимые и локальные заведения, но эта мотивация, как, скажем и стремление заведений к экологичности, не в приоритете.
The NPD Group
Американская компания The NPD Group, основанная в 1971 году, занимается исследованием и консалтингом в 20 странах мира. NPD исследует товары для детей, спортивную одежду и обувь, рынок косметики, автомобилей, информационных технологий, розницу и проч. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви и индустрии питания вне дома. Для анализа рынка фудсервиса в NPD разработана специальная онлайн методология Crest, основанная на заполнении онлайн-дневников посетителей ресторанов, по которой постоянно исследуются рынки 13 стран. В России панель Crest была запущена в 2012 году, в ней участвуют более 10 тысяч жителей 8-ми крупнейших городов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Самара).
ЕЩЕ ЦИФРЫ