#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ

Цифра дня: доставка, доставка и еще раз доставка

А также drive-thru и click&collect – ключевые каналы фудсервиса на время пандемии, которая только усиливает имеющиеся тенденции

#БИЗНЕС/ТРЕНДЫ
Текст Иван Жуков
Доставка, drive-thru и click&collect стали ключевыми каналами фудсервиса на время пандемии нового коронавируса. Пандемия, впрочем, только усилила имеющийся тренд – уже в 2019 году 36% заказов в России потреблялось вне стен кафе, ресторанов и заведений быстрого обслуживания, подсчитали эксперты NPD.
В России по итогам 2019 года доставка росла в 4 раза быстрее рынка в целом, – подсчитали эксперты консалтинговой компании NPD. Доставке выросла на 23% в затратах, заняв 8% рынка питания вне дома. Как отмечают специалисты компании, этот канал в крупных российских городах очень хорошо развит: доля доставки в затратах сопоставима с рынком Великобритании (8%). В остальных странах Европы доля доставки в 2019 составила от 3 до 5%: во Франции 3%, Германии 5%, Италии 3% и Испании 4% (очевидно, этот процент в Старом Свете в текущем году вырастет).
Главными драйверами роста доставки готовой еды в 2019 году были операторы фастфуда, которые последние два года целенаправленно развивали это направление. В прошлом году сегмент бургерно-куриного фастфуда вырос в России в два с половиной раза. Бессменному лидеру – пицце, пришлось потесниться и в 2019 году доля заказов пиццы составила 48 % (против 55 % в 2018-м). Однако, на фоне общего развития доставки, пицца по-прежнему пользуется высоким спросом и растет в заказах. Также существенно увеличилась доля агрегаторов, по данным NPD, в 2019 году на них пришлось 42% рынка доставки, а в последние две недели из-за коронавируса к ним подключилось много новых ресторанов. Кроме того, растет доля заказов через приложение и веб-сайты, на них, по подсчетам NPD, приходится уже 2/3 заказов, а доля традиционных телефонных звонков снижается.
Как чувствует себя доставка в разгар эпидемии на очень традиционных (если не сказать, аналоговых) европейских рынках пока судить сложно, но специалисты NPD Group уже начали анализировали спрос в цифровом Китае (где вспышка эпидемии на данный момент погашена). Здесь доставка еды из ресторанов за последние 10 дней января 2020 года, то есть еще до введения китайскими властями жесткого карантина, выросла на 20% к аналогичному периоду 2019 года. Как и ожидалось, в Китае в январе сильнее всего пострадали рестораны полного обслуживания, кафе и кофейни. Фастфуд чувствовал себя лучше, поскольку многие операторы смогли быстро переориентироваться на доставку, причем, по словам Марины Лапенковой, главного эксперта рынка фудсервиса российского отделения NPD, при выборе места для заказа готовой еды потребители отдавали предпочтение проверенным знакомым заведениям, а стоимость блюд не была для них решающим фактором.
Как будет вести себя российский потребитель в условиях пандемии и очевидного экономического кризиса еще увидим, а пока можно изучить исследование "Как пользователи Яндекса выбирают доставку еды из ресторанов"", опубликованное в начале февраля 2020 года, в котором аналитики Яндекса, на основе своих данных, докладывают как меняется поведение пользователей, интересующихся доставкой готовой еды, какова динамика запросов в интернете и интерес к отдельным категориям блюд — суши и пицце, пирогам, бургерам, и т.д. Вполне вероятно, что тенденции, обозначенные в исследовании, будут только усиливаться.
Но помимо доставки, в текущей ситуации, как отмечают эксперты NPD, потенциал увеличения трафика есть у других сервисов "вне ресторана". Формат drive-thru – вариант продажи еды на вынос, когда потребителю не нужно выходить из машины, чтобы сделать и забрать заказ – в России развивается медленнее, чем в Великобритании или США, и в 2019 году на drive-thru проходилось 3% всех заказов в затратах. В России сети быстрого обслуживания и кофейни не спешили инвестировать в строительство drive-thru, так что более половины заказов этого канала, по итогам прошлого года, приходится на одного оператора (и вы знаете как его зовут).
Click&collect – еще один потенциальный формат take away, когда потребители делают заказ онлайн через приложение, а потом забирают в самом заведении. В России этот канал на стадии становления, однако именно click&collect может оказаться оптимальным решением в сложившейся ситуации для некоторых заведений, особенно в больших городах, где даже в условиях самого жесткого карантина, останется множество людей, которые физически не смогут работать удаленно.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
ЕЩЕ В ЖУРНАЛЕ