Четверть индустрии питания вне дома в России работает, даже когда ничего не работает – вот, что значат эти цифры, говоря простым языком. Такой результат достигается в основном благодаря фастфуду, успешно работающему на доставку, а также тем неочевидным для всех сегментам, которые исследователи тоже относят к фудсервису, например, продажи готовой еды в ритейле или такие форматы, как общепит на заправках. Кроме того, в России развит такой сегмент как рабочие столовые, не очень распространенный в других странах, все вместе, видимо, и делает весь российский фудсервис, как ни странно, более живучим.
Но очевидно, главное – фастфуд. Рестораны быстрого обслуживания – это
самый динамичный канал на российском рынке. Еще до пандемии на фастфуд приходилось более половины рынка крупных городов России, тогда как в Европе этот сегмент занимал примерно треть рынка. Последние несколько лет крупные сети активно развивали доставку через операторов и с введением карантина им не пришлось начинать с нуля. Сейчас операторы тестируют click&collect, когда потребители заказывают еду онлайн и заходят только забрать заказ.
Как отмечает эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова, крупные фастфудные сети оказались более устойчивы к кризису: только у них есть drive-thru (продажи с собой автомобилистам из отдельного окошка) и финансовые ресурсы, чтобы сообщить гостям о новых условиях обслуживания. Фастфуд стимулирует потребителей делать заказ через собственные онлайн-приложения или платформы агрегаторов, чтобы покупка была более безопасной. Агрегаторы, в свою очередь, стараются максимально покрыть спрос и быстро подключают к своим системам новые заведения.
Кроме того, в России также развит сегмент пиццерий, изначально ориентированных на доставку, который меньше пострадал с введением карантина. В 2019 году в России этот сегмент занимал 9% всего рынка питания вне дома, тогда как в крупнейших странах Европы доля фастфуд-пиццерий составляет около 4%.