С каждым годом говорить о российском виноделии становится все легче и сложней одновременно. Ровно потому, что, во-первых, есть о чем. А во-вторых, потому, что всякий новый сезон приносит новые открытия, пробуждает новые надежды и не избавляет от разочарований. Я снова убедился в этом, составляя по просьбе редакции ежегодный персональный винный лист. Это ни в коем случае не рейтинг. Скорее попытка несколькими вольными штрихами нарисовать довольно сложную и объемную картину с массой действующих лиц, идей, концепций и бесконечных «оттенков красного», а заодно и белого с розовым. Надеюсь, однако, что он поможет заинтересованному читателю как минимум сориентироваться в теме.
Предваряя разговор о конкретных винах, отмечу некоторые общие вещи. Во-первых, современное российское виноделие вписывается в общемировые тенденции гораздо быстрее, чем можно было бы предполагать еще пару лет назад. Дело даже не в том, что в стилистике отдельных хозяйств отчетливо различимы условные «французская», «итальянская» или «новосветская» тенденции. Просто качественные российские вина исполнены на приличном современном технологическом уровне, независимо от того, сделаны они в крохотных garages, на новейших супервинодельнях, со стороны больше напоминающих космические корабли или на старых неуклюжих советских заводах.
Во-вторых, отчетливо выражен интерес к автохтонам или, по крайней мере, региональным сортам, вроде Саперави или Ркацители. Красностоп, как настоящая поп-звезда, купается во всеобщем внимании, хотя пока не обрел собственного лица – только имя. Но, учитывая количество перспективных образцов, которые появились за последнее время, это может случиться скорее, чем кажется.
В-третьих, новым российским винам как будто удалось обойти стороной пресловутую «дубовую болезнь». Отрадно, что во главу угла ставятся свежесть, питкость, фруктовость и сортовая типичность, даже если вина проходят выдержку в бочке. Тех, кто делает «древесный сок» с энным количеством алкоголя, среди отечественных производителей почти не найти.
Наконец, последнее. Важной характеристикой российских вин становится понятие терруарности. Даже не слишком искушенный человек, привыкший пить, к примеру, каберне, наверняка сумеет заметить разницу между тем, что сделано в районе Геленджика, Крымска или Тамани, не говоря уж о Долине Дона. Речь пока можно вести лишь об очень немногих винах, но тенденция, что называется, налицо.