«Р»: Не кажется ли вам, что есть некое противоречие в том, что вы получили Master of Wine и при этом проповедуете другой подход к вину и виноделию?
И.Л.: Не совсем. Да, очень многое, что изучают в программе Master of Wine относится к общепринятому, так называемому традиционному, виноделию. Но я искренне верю, что для того, чтобы изменить систему, сперва нужно ее изучить. Легко критиковать, когда ты смотришь на проблему со стороны, но гораздо ценнее и правильнее критический взгляд изнутри. Будучи обладателем квалификации Master of Wine и нескольких наград, как лучший дегустатор, я смогла совершенно обоснованно сказать, что натуральные вина потрясающие. Мои успехи в познаниях традиционного виноделия позволили натуральному вину обрести свой голос. Плюс к этому, основа обучения Master of Wine – развить в специалистах свободу мышления. Да, так уж сложилось, что большинство людей предпочитает классическое вино. Но полученная квалификация не ограничивает тебя нисколько, скорее, она подвигает на то, чтобы сделать что-то новое.
«Р»: Какова же ваша конечная цель? Вы стремитесь изменить стандарты вкуса?
И.Л.: У меня много целей, одна из них – заработать себе на ферму, где я смогу выращивать виноград и делать вино, когда закончу с текущей работой. Но, конечно, я хочу, чтобы люди перестали анализировать вино головой, пробовать его через призму баллов и оценок критиков, а начали исключительно полагаться на свои ощущения, свое сердце, без оглядки на этикетки и бренды. Моя самая большая мечта, пусть она и утопична, заключается в том, что люди перестанут рассматривать вино с интеллектуальной точки зрения, как показатель финансового благосостояния, высоты социального статуса и прочей ерунды. Вино – это дар природы, простая вещь, не надо его переоценивать.
«Р» А где вы построите ферму?
И.Л.: Пока не знаю, поэтому еще и не построила. Вариантов много, но это точно будет не Франция, такое решение было бы слишком простым и ожидаемым.
«Р»: Нужны ли какие-то особенные навыки или физические характеристики рецепторов, чтобы воспринимать натуральное вино? Ведь оно нравится далеко не всем.
И.Л.: Да в том-то и дело, что как раз наоборот. Не нужно ничего! Чем чище ваше восприятие вина, как продукта, чем меньше на него навешано стереотипов о вкусе, о дегустации, тем лучше. Чтобы понимать, распробовать натуральное вино совсем не нужен изощренный вкус, сотни выпитых дорогих бутылок, глубокие познания и так далее. Скорее, это груз, который мешает. Вино – это живой и многогранный продукт, но это – пища. Поэтому в оценке вина нельзя полагаться на умные трактаты, можно ориентироваться только на свои собственные ощущения, что говорят тебе рецепторы во рту, что говорит желудок, что говорит тебе весь организм. Отключайте голову и просто ощущайте! Или, может быть, представьте себе, что натуральное вино – это не привычное вино, это какой-то другой напиток. Спорит ли кто-то об оттенках вкуса и уровнях качества пива? Вряд ли, никому нет до пива никакого дела. Так почему же вино стало таким особенным, это же снобизм.
«Р»: Но как все это соотносится с тем, что такие вина довольно дороги в ресторанах и на полках магазинов?
И.Л.: Тут скорее ставится под сомнение честность наценки на другие вина. В Европе мы привыкли платить 3-5 евро за бутылку вина, даже 1 евро, если мы говорим о Франции. Но никто не может произвести вино по такой цене. Что это значит? Такое вино произведено в гигантских объемах. Есть же разница между производством в 2 миллиона бутылок и ручным производством в 20 000? Какова же реальная цена за бутылку, которая может обеспечить проживание семьи виноделов? Мне кажется, в Европе мы просто отвыкли платить реальную стоимость за еду, за вино. Производство продуктов питания, например, держится на субсидиях, все стоит слишком дешево. Стоит задуматься о том, чтобы пить меньше, но пить более качественное. Это как с мясом, - лучше есть его реже, но тогда покупать хороший кусок, который был выращен на честной ферме. А с другой стороны, как можно оправдать бутылку шампанского за 200 – 250 евро, которую произвели миллионным тиражом. В чем ее ценность, только в известном бренде? В обществе сложилось мнение, что вино должно быть или совсем дешевым, или очень дорогим, если мы говорим об известных марках. И тут нет точного ответа. Мне кажется, самое простое решение – пить меньше!