Еще один плюс текущего винного момента заключается в появлении нового поколения сомелье — более открытого, готового к экспериментам, менее преданного заветам Роберта Паркера, чем предыдущее. Даже если ресторан и не совсем винный, и не совсем демократичный, очень часто можно найти массу интересного, даже не приближаясь к бордосско-бургундскому разделу карты (если он вообще в ней отыщется). AQ, I like Wine, «Северяне», «Техникум» — да, в общем-то, без разницы, при известной сноровке и желании поговорить с сомелье на нормальном человеческом языке, гость всегда отыщет пару-тройку интересных бутылок, не стоящих как самолет. Вопрос: «А что же в тренде?» на самом деле означает вопрос «За счет чего же можно сэкономить?». Оказывается, сэкономить можно практически на всем, даже на шампанском, и главный инструмент тут — отказ от узнаваемости производителя. В винном мире это работает. «Посмотрите-ка, что мы нашли», — говорят модные виноторговцы, вроде «Винотерры», «Грейпа» или «L-wine», представляя очередной невиданный здесь бобаль из Люксембурга. «Ого!» — говорит тусовка винных гиков. После — что-то оседает в винных картах, а что-то — просто на фейсбуке. Хотя в политике «чем страннее, тем лучше» есть сугубо экономические резоны, ведь как только вино становится популярным в глобальном плане, цены на него вырастают. Так произошло с австрийскими грюнер вельтлинерами и немецкими шпетбургундерами, так произошло с альбариньо, так произошло (не смейтесь) с просекко, которое некоторое время назад превратилось из локальной шипучки в мировой тренд, попутно подорожав примерно вдвое. Так что, всем совет: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Авось поиск окупится, да и цену на то, что выходит в режим «горячих пирожков» через какое-то время можно будет поднять.