В этом году мы решили нашу банду называть Ресторанным Товариществом «ФАБРИКА». Хотя нам больше подошло бы «шапито». Первым делом запустили собственный кейтеринг, где основная идея – готовое предложение. В отличие от традиционных кейтерингов, нашим заказчикам не нужно ничего собирать самостоятельно. Четыре наших шефа сообща разработали 10 гастрономических концепций для выездных мероприятий, первые десять такие: винная, водочная, морская, кавказская, дачная, барбекю, ближневосточная, детская, вегетарианская и утренняя. На подходе ещё две новые концепции – «Русский самовар» и «Снек бар». Для каждого меню мы подобрали специальный декор, посуду, музыку, а обслуживают фуршеты, конференции или дружеские попойки проверенные официанты из наших кафе. Мощности «ФАБРИКИ» позволяют браться за большие мероприятия, но мы адресовали услугу небольшим компаниям, предполагая, что это будут люди, которые не слишком активно пользуются кейтерингом, так как это понятие ассоциируется у них с заветренными канапешками на фуршете на сотни человек. Но выяснилось, что и корпоративным клиентам интересно готовое предложение. Кроме того, мы придумали простую для заказчика схему выбора услуги «понарядней» и «попроще» путем нажатия одной кнопочки.
Рыночная конъюнктура сейчас не лучшая. Я не могу сказать, что народу в наших заведениях стало меньше, но разгул кончился. Прибыль падает – за счёт того, что дорожают продукты, а мы не можем поднять цены, в нашем сегменте это будет фатально. Средник чек снижается – люди заказывают более дешёвые напитки, например, вместо вина пьют пиво. Но всех денег не заработаешь, а гостей много – это главное.
Еще одна локальная вещь, однако очень заметная – у нас гостеприимство стали путать со вседозволенностью, это уже приобретает такие масштабы, что хоть отдел открывай по борьбе с шантажистами. Сфера наша эмоциональная, всё построено на взаимоотношении с людьми, а с другой стороны, информационная прозрачность сегодня позволяет людям походя обвинять рестораны в чём угодно, буквально наврать, а ты вынужден оправдываться в том, чего не совершал. Этот нездоровый фон – тоже тренд года.
Что ж до гастротенденций, тут, слава богу, заканчивается массовый бум новых грузинских заведений и для нас это хорошая новость. Зато теперь Италия снова в топе – что не ресторан, то пиццерия, что не сыр, то бурата. Но всё дело в том, что Италия – это простая еда на каждый день, для понимания которой не нужно читать энциклопедию. И я бы сама давно открыла итальянский ресторан, у меня и концепция есть, одна проблема – я с грузинскими-то никак не могу сбросить лишние килограммы, а что будет с итальянским!
В моду явно входит ближневосточная кухня, Магриб, а также открываются вегетарианские места. Здесь, слава богу, нам ни за кем не надо гнаться – мы своим «Тажином» (это марокканское кафе Татьяна открыла в 2016-м – прим. ред.) предвосхитили и ближневосточную, и вегетарианскую тему.
Локальный продукт – тоже тренд года, но тут у меня вопрос – а точно можно говорить о локальности продукта в отношении, например, сахалинского трубача? До Сахалина 9 часов лететь! Но, так или иначе, мы давно в тренде, правда, не выпускали ни разу пресс-релиза по этому поводу. Наша «Бережковская сыроварня» работает на местном молоке, куда уж локальней. Сейчас мы делаем свой чечил, имеретинский, сулугуни, рикоту, надуги, и нам наших 3-4 тонн молока в день пока хватает только на себя и пару-тройку других заведений в городе. Хотим, кстати, своё масло бить, но пока не нашли хорошее недорогое молоко. А если сподобимся на итальянские рестораны, то будем и итальянские сыры варить, с технологами пробовали делать моцареллу – очень вкусно. В 2017-м успеем открыть новые «Одессу-маму» и «Хачапури» на Шаболовке, а дальше хотим делать только новые концепции – объелись хинкали и форшмаком.