Главное слово года. Сегмент начал свой победный рост на фоне кризиса, в 2015-м аналитики фиксировали взрывной рост доставки еды из ресторанов, тогда как сам рынок драматическим образом падал. В 2017-м тема развернулась в новой плоскости. Год начался покупкой Mail.ru Group сервиса доставки ZakaZaka – второго по величине, после Delivery Club, игрока на российском рынке доставки еды из ресторанов (на момент покупки у компании, по данным СМИ, было около 2600 ресторанов-партнеров, а количество заказов, сделанных через сервис, в марте 2017 года достигло 126 000). Delivery Club был куплен той же группой в 2016-м, и у этого игрока весной 2017-го, по информации Mail.ru Group, было 5000 ресторанов-партнеров, а число заказов достигало 20000 в день. Причем половина заказов Delivery Club осуществлялась в Москве и Петербурге, а вот ZakaZaka активна как раз за пределами Москвы и Петербурга, на которые приходится меньше трети заказов. Конец года ознаменовался сообщением о еще одной сделке года – независимую службу доставки еды Foodfox, которая была основана только в 2016-м и быстро довела количество ресторанов-партнеров более чем до тысячи, купил сервис «Яндекс.Такси». До того, в конце 2016-го на российский рынок вышел международный доставочный сервис UberEATS, который в свою очередь часть структуры Uber, которая в свою очередь в 2017-м объединилась с «Яндекс.Такси». Учитывая покупку Mail.ru Group еще и крупнейшего по числу поездок российского сервиса такси «Везет», можно ждать настоящую битву гигантов за рынок, и у обоих масса возможностей для продвижения. Будут биться и за «поставщиков» - услуги доставочных агрегирующих сервисов недешевы, и многие ресторанные группы предпочитают вкладываться в собственные службы доставки, хотя большинство работает обоими способами, дабы добраться до всех возможных клиентов. Пока все перечисленные доставочные сервисы как работали, так и работают в своих структурах и под своими брендами, но уже ясно – мобильные и передовые технически агрегаторы уже монополизировали услугу и стремятся к монополизации всех сопутствующих сервисов, которые только возможны в цифровом формате. И эта ситуация – абсолютно в логике развития событий во всем цивилизованном мире. Возбужденная новостями о слияниях и поглощениях общественность, к концу года попыталась даже устроить хайп, договорившись до предположений о том, что «через 20 лет ничего не будет – одно сплошное телевидение», в том смысле, что доставка еды (приготовленной, видимо, на майнинговой ферме и проданной за биткоины) убьет традиционные рестораны. Пока же, по подсчетам NPD Group за 9 месяцев 2017-го, доля доставки на ресторанном рынке в целом сейчас составляет 5,2%, а по сравнению с 2016-м ее рост составил 7%. А вот средний чек в этом сегменте снизился по сравнению с прошлым годом на 3% , что на самом деле – довольно важная деталь, которую полезно знать и учитывать.